Экономическая система Ислама (Часть I)

Идеологическую основу Ислама можно изложить в шести основных постулатах.

1. Первоосновой всего является то, что всё должно исходить из веры в Бога как Творца, Господа, Владыки Вселенной. Это означает готовность подчиниться воле Божьей, принять Его руководство и полностью и безоговорочно служить лишь Ему. Это означает, что мусульмане – индивидуально и коллективно – не должны перенимать или следовать любой другой системе, если она противоречит принципам и основам Шариата, например, действующая сегодня система ростовщичества или ссудного процента.

2. Второй основной принцип заключается в том, что Ислам как религия являет собой образ жизни; руководство к действию во всех сферах человеческой жизни: моральной, социальной, этической, экономической, политической и т. д. Всё это жизнеспособно и приносит «дивиденды» лишь при условии следования установленным Всевышним законам. Важно помнить, что быть мусульманином не значит принимать только ритуальную сторону: совершать намаз, соблюдать пост, выплачивать закят, совершить хадж и забывать о том, кто ты есть, например, открывая банк или ведя спекулятивные операции, вкладывая деньги в заведомо запрещённые сферы деятельности.

Шариат как Закон устанавливает конкретные рекомендации абсолютно для всего, и думать, что посредством него регулируется только каноническая сторона, а для всего остального есть Налоговый кодекс, нельзя. Коран, данный нам Всевышним, – источник всех правил, законов, положений.

В Коране сказано: «...Мы ниспослали тебе Писание (Коран) для разъяснения всякой вещи (в котором нуждаются люди из дел Шариата), как руководство к прямому пути (из заблуждения), милость и благую весть (о Рае) для мусульман (единобожников)» (сура «ан-Нахл», аят 89, «Тафсир Джалалайни»).

3. Третий принцип заключается в том, что Аллах создал человека для того, чтобы выполнять определённые обязанности на этой земле, служить Ему. Аллах наделил человека волей и разумом, для того чтобы каждый жил в соответствии с моральными и этическими ценностями, которые установил Творец всего сущего. Кроме того в Исламе поощряется богатство, материальный рост, когда они расходуются на всё благое и дозволенное, однако следует помнить о гармонии духовного и материального.

4. Четвёртый принцип состоит в том, что Аллах дал возможность человеку управлять ресурсами, влиять на научно-технический прогресс, создавать механизмы, помогающие в реализации возложенных на человека обязанностей и облегчающих нам жизнь. Есть много аятов Корана, которые указывают на это, например: «Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле (с Его разрешения) и чтобы вы искали (посредством торговли) Его милость. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Джасияту», аят12, «Тафсир Джалалайни»).

Это не означает, что людям дана полная свобода в использовании и злоупотреблении ресурсами, данными Всевышним. Напротив, есть много аятов, в которых человека призывают ответственно подходить к имеющимся на планете ресурсам. Людям рекомендуется пользоваться благами, которые создал Аллах, но в установленных Им пределах. В Коране сказано: «Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах (распущенные на земле как арбузы) и без трельяжей (поднятые на земле, как пальмы), финиковые пальмы и злаки с различным вкусом (разные по форме и вкусу плоды, зёрна,), оливки и гранаты, имеющие сходства и различия (во вкусе). Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (закят) в день уборки, но не расточительствуйте (отдавая всё, не оставляя ничего своей семье), ведь Он не любит расточительных (преходящ установленные границы)» (сура «аль-Анам», аят 141, «Тафсир Джалалайни»).

5. Пятый принцип заключён в ответственности человека за содеянное. Аллах дал нам с вами несметные природные богатства, наделил нас разумом, чтобы мы могли использовать их себе во благо. И каждый человек будет спрошен в День Суда о том, как он вёл себя, наслаждаясь своей земной жизнью. Это, конечно, включает в себя и нашу материальную сторону жизни. В хадисе сказано: «Не шевельнётся раб в Судный День со своего места, пока у него не спросят о четырёх вещах: как провёл жизнь, какие совершал деяния в течение жизни, как добывал средства и куда их потратил, как использовал своё тело».

6. Шестой принцип состоит в том, что изменения в благосостоянии людей сами по себе не дают человеку ни неполноценности, ни превосходства. Бедность или богатство находятся в ведении лишь Аллаха, Который по Своей Бесконечной Справедливости и Мудрости предопределяет, кому иметь тот или иной размер дохода, заработка, кому быть богатым или бедным. Богатство, как и бедность, рассматривается как испытание от Аллаха, которое покажет, что человек будет делать со своим богатством – баловать себя или использовать таким образом, как это предписано в Исламе, не забывая выплачивать закят, давать садака, помогать нуждающимся. Сказано: «Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением (отвлекающим от ахирата). У Аллаха же есть великая награда (не упускайте эту награду, занимаясь всегда имуществом и детьми)» (сура «Тагабун», аят 15, «Тафсир Джалалайни»).

Вспомним историю Пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему). После того, как был одарён многочисленными дарами и несравненным богатством, Соломон сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен Ему или же нет…» (сура «ан-Намль», аят 40).

Всевышний Аллах не смотрит на наше богатство, а лишь на наши сердца, на наше благочестивое поведение: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины (Адам и Хава) и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга (не для того, чтобы вы хвастались между собой народами, гордость бывает посредством богобоязненности), и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Худжурат», аят 13, «Тафсир Джалалайни»).

Этот нехитрый набор правил даёт нам возможность выявить различия исламской экономической системы от других моделей хозяйствования, главное из которых идеологическая основа. Мы не умаляем достоинства социально-экономических формаций, сменявших друг друга в разное время, доминирующих или ослабевающих. Но задумайтесь сами, сегодня в капиталистическом обществе действуют определённые правила, которые имеют ощутимый приоритет над морально-этическими ценностями, порой даже игнорируя их полностью, это распространяется и на экономику. То же самое можно увидеть в коммунистических, социалистических и в других экономических моделях. Те же принципы, которые мы упомянули выше, составляют основу исламской системы экономики, имеют поразительный баланс между личной выгодой и интересами общества в целом, а также материальной прибыли и духовных достижений, что в конечном итоге обеспечивает довольство Всевышнего Аллаха, Господа Миров.

Айша Ахмедова

Экономическая система Ислама (Часть II)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки