Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть I)

Исламская финансовая модель подразумевает наличие определённого ряда запретов, указанных в Коране и Сунне, что делает её особенной по сравнению с западной. К основным запретам относятся следующие:

риба (излишек) – запрет ставки процента;

– гарар (подвержение риску) – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределённость в контракте;

– мейсир (азартная игра) – запрет спекулятивного поведения.

Все они способствуют тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль, либо являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнёра, либо занимаясь торговой деятельностью и извлекая наценку с перепродажи.

Существует несколько заблуждений европейцев о финансовой системе исламских стран.

1. Исламские финансы принадлежат террористам. Абсурдность и голословность данного утверждения всем давно понятна. Современная банковская система достаточно прозрачна, в особенности для тех,кто создавал мировую банковскую систему и находится на вершине финансового олимпа. Ведь именно Запад является её автором и контролёром в одном лице.

Исламская финансовая система

2. Исламские финансы предназначены только для мусульманских стран. Вместо термина «исламские финансы» правильнее употреблять слова «финансовая деятельность, отвечающая Шариату». Не будем забывать, что Ислам является частью авраамических традиций.Такое родство предполагает тем самым, что всё исламское является достижением и авраамических цивилизаций. В этом кроется важная тенденция последних лет: исламские финансы устремляются всюду, где есть в них необходимость, и не предназначены исключительно для инвесторов-мусульман.

3. Исламская финансовая система – это аналог традиционного западного финансирования. Некоторые банки и банкиры, к сожалению, далеко отошли от Ислама, продолжая называться исламскими. Им не хватает понимания метафизики исламской политэкономии, исламской экономической доктрины, ниспосланной Кораном.В этом, в сущности, и заключается проблема того, что вся исламская финансовая система необоснованно обвиняется в репликации западной и имитации исламской финансовой системы.

4. Методы, применяемые в финансовой системе исламских стран, примитивны. Такое мнение зиждется на непонимании многими основ исламского финансирования. Инструментарий исламского финансирования возникал как реакция на запрос человека. Этот процесс был подобен тому, как портной шьёт костюм, подгоняя его под фигуру конкретного человека. Таким образом, у фермера сложился свой набор финансовых инструментов, у строителя, промышленника имеются свои наборы инструментов, у торговца свой. К основным инструментам финансовой деятельности, отвечающей Шариату, относятся следующие:

Исламская финансовая система

мурабаха – перепродажа с торговой наценкой;

мушарака – совместная деятельность;

иджара – лизинг;

истисна – форвардная сделка;

мудараба – участие в прибылях и убытках;

вакала – агентские услуги.

В этом и есть красота и всеобъемлющий характер исламского финансирования, потому что он нацелен на обслуживание не тех, кто управляет и владеет этим инструментом, а тех, для кого эти инструменты были созданы.

5. В исламской финансовой системе нет установленных правил. В формировании негативного впечатления повинна существующая на исламском финансовом рынке некоторая разобщённость, больше напоминающая нездоровую конкуренцию, устранение которой должен взять на себя общий регулирующий орган. Не хватает специалистов, экспертов по Шариату с финансовым опытом. Так, например, из-за разногласий по толкованию предлагаемых исламскими финансовыми институтами услуг ряд исламских финансовых продуктов, популярных в Малайзии, встречают неодобрительную реакцию на Ближнем Востоке.

Исламская финансовая система

Но проблемы такого уровня характерны и для «светских» банков. Ислам не умалчивает о своих, а активно решает. Существующие фундаментальные ограничения в исламской банковской сфере позволяют утверждать, что это самые высокие стандарты на сегодняшний день. Если бы это было не так, то Банк международного сотрудничества Японии не выбрал бы для расширения своей деятельности упомянутую выше Малайзию (52% мусульман), которая постепенно превращается в своеобразного законодателя моды на исламские финансы и претендует на лидирующие позиции в таком финансовом сегменте, как «сукук» –исламские облигации, не только в Азии, но и в мире. Сегодня Малайзия высоко подняла планку стандартов исламской финансовой системы, которая подконтрольна единой структуре управления – Национальному совету по Шариату. Вынесенные им решения интерпретируются религиозными службами отдельных банков, что делает финансовую систему ещё более прозрачной и предсказуемой. При этом исламские банки открыто конкурируют здесь с обычными финансовыми институтами, которые также могут получить лицензию для работы с исламскими финансовыми продуктами.

6.  В исламской финансовой системе больше рисков, чем в традиционном виде финансовых систем. На самом деле, в мире нет более рискованной сферы, чем банковская система. Но в отличие от «светской» исламская система опирается на так называемый «риск менеджмент», в котором инвестиции осуществляются своими средствами, а не чужими. Кроме того, известно, что многие обычные банки в мире, в том числе российские, уже несут в своём кредитном портфеле до 20 процентов убытков за счёт так называемых «плохих» кредитов.

Исламская финансовая система

Исламская транзакция имеет в виду создание стоимости и распределение её на основе реальных экономических условий, в которых мы живём в текущий момент, – стоимости, позволяющей зарабатывать обеим сторонам, в том числе той, которая кредитует. Следует признать, что раздаваемые некоторыми «сатанинскими» государствами относительно дешёвые и бесплатные финансовые ресурсы, только что вышедшие из-под печатного станка, впоследствии выходят боком принявшим их. «Хозяевами» же устанавливаются и правила игры, часто меняемые по еёходу. Использование же исламских финансовых инструментов считается менее рискованным, так как заёмщик делит риски с кредитором.

Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть II)

Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть III)