Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть II)

Исламская финансовая модель подразумевает наличие определённого ряда запретов, указанных в Коране и Сунне, что делает её особенной по сравнению с западной. К основным запретам относятся следующие: риба (излишек) – запрет ставки процента; гарар (подвержение риску) – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределённость в контракте; мейсир (азартная игра) – запрет спекулятивного поведения.

Все они способствуют тому, что исламские финансовые институты должны генерировать прибыль, либо являясь долевым участником, полностью разделяя риски, доходы или убытки партнёра, либо занимаясь торговой деятельностью и извлекая наценку с перепродажи.

Существует несколько заблуждений европейцев о финансовой системе исламских стран.

Продолжение. Начало читайте здесь.

7. В исламской финансовой системе затраты на финансирование выше, чем в традиционных видах финансовых систем. Исламские финансовые институты расположены в основном в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (при этом крупнейшими центрами являются Бахрейн и Малайзия), но создаются также в Европе и США.

Согласно оценкам, их общие активы во всём мире превышают 250 миллиардов долларов США и увеличиваются приблизительно на 15 процентов в год (хотя данные по трансграничным операциям остаются ограниченными).Вместе с тем, невзирая на столь быстрый рост, исламская банковская деятельность в большинстве стран остаётся довольно ограниченной, и её масштабы малы по сравнению с глобальной финансовой системой.

8. Исламские финансы являются своего рода благотворительностью. Отнюдь нет, исламские финансы – это бизнес, устремлённый в будущее. Основанные на законах Шариата банки, используя механизмы «бай аль-салям» (отсроченная поставка) и «истисна», инвестируют средства в проекты, связанные с развитием инфраструктуры. Также ими предоставляются беспроцентные займы предпринимателям для создания бизнеса или небольшого предприятия. Для общества лучше, когда оно даёт человеку в руки удочку, а не кормит его постоянно. Данный вид финансирования фактически является материальной помощью на возвратной основе, которая может предоставляться организациям, регионам или физическим лицам. Например, денежные средства могут предоставляться частным лицам для образовательных целей, для женитьбы или фирмам, испытывающим финансовые затруднения.

9. Исламская финансовая система не предоставляет гарантий. В исламской системе опасность неплатежеспособности появляется для экономических субъектов, только если их доходные статьи оказываются недостаточными для их наличных затрат и обязательств. Такая ситуация может возникнуть только из-за некачественного управления или внешних экономических факторов, но не присуща данной финансовой системе.

10. Исламская финансовая система держится только на нефтяном буме. Скажем так, и на нефтяном тоже. На фоне кризиса ликвидности в США и Европе богатые страны Ближнего Востока превращаются в желанных инвесторов, ради которых имеет смысл выучить несколько новых арабских слов. В 2006 году Азиатско-Тихоокеанский регион вышел на второе место по объёму инвестиций из государств Совета сотрудничества стран Персидского залива (организации, объединяющей ОАЭ, Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман), обойдя Евросоюз.

Исламской финансовой системе для поддержания своих темпов роста необходимо решить несколько проблем:

– необходимы не только унифицированные регулирующие нормы, но и чёткое определение каждого исламского продукта, которое поможет избежать размывания его границ;

– исламские банки должны оценить свои кредитные риски, к которым необходимо относиться более предусмотрительно;

– растущая конкуренция между старыми и новыми игроками является вызовом не только в плане борьбы за рыночную долю, но и в плане создания инновационных продуктов.

11. Исламские финансы защищены от недобросовестных действий. К сожалению, несмотря на строгие принципы некоторые люди нарушают их. Хоть и в значительно меньшей степени, но здесь, как и везде, присутствует «человеческий» фактор.

12. Мировые финансовые кризисы не затрагивают исламскую финансовую систему. В некоторой степени она была защищена от их последствий. Этому способствовало то, что все финансовые операции жёстко привязаны к физическим транзакциям, что уменьшает вероятность образования финансовых «пузырей».

Однако после кризиса 2008 года была выявлена некоторая взаимосвязь между финансовой исламской системой и традиционной западной финансовой системой. Несмотря на темпы роста в последние годы, характеризующиеся двузначными цифрами, суммарные активы исламских банков составляют лишь около 1 процента общемировых. Исламскими финансами занимаются около 300 банков, а обычными – более 23 тысяч. Поэтому неудивительно влияние последних на исламскую финансовую систему, которая не межуется от всего светского, но делает всё возможное, чтобы оставаться в поле деятельности финансовых стандартов Шариата. Кризис заставил целый ряд мусульманских стран пересмотреть регулятивные моменты и выработать структурированную и действенную нормативную базу исламского банкинга. Их деятельность направлена в трёх основных направлениях:

– разрешение иностранным банкам создавать новые исламские банки;

– разрешение обычным банкам открывать «исламские окна»;

– разрешение обычным банкам создавать отдельные исламские банковские подразделения.

При этом жёстко ограничивается допустимая долговая нагрузка экономических субъектов в исламской системе; исключается рефинансирование позиции на активах созданием дополнительного долга. Если есть какое-то рефинансирование, то оно должно быть на основе раздела будущей прибыли, ожидаемой от активов.

Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть I)

Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность (Часть III)