В поддержку исламского предпринимательства

Сегодня все больше мусульман - предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным   поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями между партнерами. Ведь торговля, финансы, производство это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом.

Партнерство (мушарака).

Одним из способов поддержания бизнеса мусульман является создание длительных партнерских отношений, участие в совместных проектах, не противоречащих нормам шариата. К сожалению, в настоящее время сотрудничество среди бизнесменов-мусульман не носит длительный характер. История двух друзей, начинающих свое дело, а затем через несколько лет или месяцев конкурирующих друг с другом и теряющих совместный бизнес, теперь становится обыденной. Успешное и длительное партнерство возможно только при условии, если партнеры заранее обсуждают все соответствующие взаимные обязательства и способ совместного получения и использования прибыли.

Необходимо, чтобы они полностью доверяли друг другу, но одного лишь доверия недостаточно: важно, чтобы условия партнерства были записаны и зафиксированы свидетелями. В Священном Коране по этому поводу есть аят с таким смыслом: «О вы, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге (взаимных обязательствах) на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо» (Сура Аль-Бакара, аят 282).

Несмотря на очевидное кораническое указание, некоторые мусульмане не прибегают к письменному закреплению условий партнерства или устного договора. Они считают, что среди хороших друзей в этом нет никакой необходимости. Конечно, рассуждая так, мы руководствуемся лишь эмоциями и чувством долга, но, к сожалению, наблюдения показывают, что подобное отношение не является положительным ни для бизнеса, ни для дружбы, и в результате можно потерять и то, и другое. Так, в продолжение вышеуказанного аята в Коране отмечается: «Не тяготитесь записать договор (не считайте это ниже вашего достоинства), будь он большим или малым, до указания его срока. Так будет справедливее перед Всевышним, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений».

Однако неудачный опыт деловых партнерских отношений не должен стать препятствием на пути создания новых компаний и объединений. Без партнерства мусульманское предпринимательство не сможет развиваться стабильно, а меры повышенной предосторожности приведут к оставлению попыток начать новый бизнес из-за страха перед риском. Создавая предпринимателям - мусульманам благоприятные условия для открытия совместных предприятий и делая выводы из уже имеющегося опыта, мы научимся быть более честными, открытыми и предприимчивыми в деловой практике и сможем совершать сделки в соответствии с законом, не игнорируя оформления необходимых документов.

Аренда (иджара)

Одним из привлекательных и разрешенных видов бизнеса в исламе представляется иджара, или аренда (оперативный лизинг). Раскроем более подробно суть и преимущества этого одобряемого шариатом бизнеса.

Когда однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел  один бедный человек и попросил милостыню, Посланник (мир ему и благословение Аллаха)  спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?» Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда укрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  попросил принести эти вещи. Когда тот принес, он взял их в руки и спросил, не желает ли кто купить их. Продав эти вещи за два дирхема, он отдал деньги бедняку, посоветовав: «На один дирхем купи еды для своей семьи, а на второй - топор и принеси его мне». Человек принес ему топор, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Иди, заготовь дрова и продавай их. Придешь ко мне через две недели». Тот сделал, как было сказано, и заработал десять дирхемов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал ему: «Это для тебя лучше, нежели предстать в Судный день с печатью просящего милостыню на лице. Просить о помощи разрешено только трем людям: очень бедному человеку; тому, кто должен большую сумму; и тому, кто должен заплатить выкуп за кровь наследникам убитого» (приводится у Абу Дауда и Бай-хаки). Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  в этом хадисе осудил безделье и нищенство и одновременно показал пример возможного способа добывания средств к существованию при помощи средств производства.

Иджара представляет собой покупку и передачу средств производства (имущества) в аренду за определенную плату и на определенный срок. Арендодатель при этом не несет расходов по обслуживанию имущества и его страхованию. Иджара ва ик-тина - то же, что иджара, но с переходом права собственности на имущество арендатору в конце арендного периода; при этом имущество передается по остаточной стоимости на основании отдельно заключенного договора дарения или купли-продажи.

В контракте иджары имущество, как правило, приобретается по заявке клиента и передается в аренду на определенный срок; что касается арендного платежа, он фиксирован как для арендатора, так и для арендодателя (им чаще всего выступает исламский банк). Эта плата обусловлена в контракте и не зависит от дохода или прибыли арендатора. Арендатор по своему усмотрению может использовать арендованное имущество как для своих коммерческих, производственных целей, так и для личных, непроизводственных - скажем, аренды дома, квартиры, машины и т. д.

Следует отметить некоторые ограничения, связанные с операциями аренды или лизинга. Во-первых, в исламской экономике только оперативный лизинг признается законным, а финансовый лизинг (один из альтернативных видов кредитования) запрещен. Как объясняют это различие мусульманские экономисты, аренда имущества не равносильна аренде денег. Арендуемое имущество имеет конкретную потребительскую полезность или выгоду, которую получает арендатор в процессе его эксплуатации.

Эта полезность (например, производственная мощность машин) ощутима и может быть измерена в виде получения конечного продукта или услуги. В процессе эксплуатации полезность уменьшается, соответственно, уменьшается и стоимость имущества, что называется процессом амортизации. Значит, арендный платеж должен включать амортизационные начисления. В случае, когда деньги отдаются в долг, кредитор предполагает, что их пользователь также будет иметь некую выгоду или доход от использования этих денег, но ни один из них не знает на все 100%, какой именно доход принесут эти средства. Поэтому нельзя говорить о заранее определенной плате за использование данных средств, то есть устанавливать банковский процент за кредит.

В ином варианте, когда будет установлена плата за пользование кредитом, заемщик столкнется с элементом гарара (неопределенности), так как он не может заранее с полной уверенностью сказать, какая будет сумма прибыли.

Кроме того, даже притом, что арендная ставка фиксирована для арендатора, это не означает, что собственник имущества или арендодатель будет иметь фиксированную, определенную прибыль от арендных платежей как в случае с платежами по кредиту, которые стабильны для кредитора. Дело в том, что владелец арендуемого имущества несет расходы по поддержанию имущества в рабочем состоянии (техническому обслуживанию), обеспечивает ремонт в случае необходимости с той целью, чтобы полезность имущества не уменьшалась для арендатора.

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит также на собственнике имущества. А любые попытки переложить на арендатора эти расходы либо получить арендную плату сразу за весь период считаются в контракте иджары незаконными. В то же время арендатор имущества не может отказаться от выплаты аренды или требовать уменьшить ее в течение действия договора, мотивируя это тем, что он какое-то время не использовал рабочее оборудование. Независимо от периода эксплуатации или простоя остаточная стоимость оборудования уменьшается стечением времени, следовательно, при отказе выплаты аренды арендодатель будет нести убыток, что является несправедливостью и запрещается в данном контракте.

Необходимо отметить, что в настоящее время в США, Японии и Западной Европе наблюдается интенсивное развитие высококачественного оперативного лизинга-аренды. Отличительной особенностью высококачественной аренды является не только предоставление возможности потребителю выбора нужной ему машины и оборудования, но и предложение потребителю комплекса услуг, в максимальной мере раскрывающих потенциальные возможности сдаваемых в аренду машин.

Популярность аренды обусловлена тем, что подрядчики все больше убеждаются в том, что гораздо выгоднее использовать арендуемые машины вместо того, чтобы покупать их, пусть даже в кредит. При этом открываются возможности использования машин, на покупку которых не имеется средств, становятся доступны передовые технологии, отпадает необходимость иметь собственную ремонтную мастерскую, запасные части, содержать ремонтный персонал, существенно меньше оказываются потери средств от простоев машин в ремонте и пр. В этом заключается частная выгода аренды. К общим выгодам можно отнести сокращение количества используемых машин, увеличение темпов работ, повышение надежности производственных процессов, повышение качества работ, рост прибыли, финансовая стабильность и др.

В России высококачественной арендой как видом бизнеса занимается небольшое количество предприятий. При этом на основе мирового опыта можно утверждать, что в перспективе этот вид бизнеса будет очень выгодным.

Примерами контрактов иджары могут быть аренда различной офисной мебели, оргтехники, прокат технического оборудования, строительной техники и т. д.

Действительно, заказчик получает в свое распоряжение оборудование еще до того, как он выплачивает его полную стоимость. Арендатор получает возможность сразу начать производство продукции и услуг на новом оборудовании и лишь затем постепенно выплатить лизинговые платежи. Если учесть, что амортизация оборудования, переданного в аренду, рассчитывается по ускоренному методу с коэффициентом не более 3, в конечном счете арендатор может сэкономить до 20 % средств, затрачиваемых на его приобретение по сравнению с коммерческим кредитом. Более того, иногда такая сделка имеет преимущество даже по сравнению с прямой закупкой оборудования.

На территории Российской Федерации проживает огромное количество мусульман. Только в Москве и Московской области насчитывается около 2 млн лиц, исповедующих Ислам. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни, приобретает большой интерес и значимость.

Для создания стабильных партнерств и развития бизнеса в целом важно, чтобы мусульманское сообщество было единым и крепким. Только организованное и объединенное сообщество может стать хорошей основой для бизнес среды и гарантировать стабильность и защиту предпринимательства на всех уровнях.

Изучив и сопоставив основные формы  организации  российского и исламского бизнеса, можно сделать вывод о том. Что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать реализации возможностей развития исламского предпринимательства. Вместе с тем необходимо восполнять дефицит компетентной информации на русском языке, раскрывающей особенности мусульманской деловой культуры, в рамках которой находятся этические нормы, регулирующие экономические отношения и предпринимательское поведение, что даст серьезный импульс в продвижении международной торговли и производства, установлении контактов и делового сотрудничества.