Исламские финансовые институты

Говоря об экономике, мы подразумеваем не только производственную деятельность и сферу услуг, в первую очередь это институты, призванные реализовывать заложенные в самом понятии «экономика» процессы. Говоря об исламской экономике, мы нередко представляем себе мечети и имамов, аккуратно сводящих дебет с кредитом.

Поспешу вас разочаровать: и в исламском мире финансовым институтам отводится полноценное место, полноценное в смысле широкого спектра предоставляемых услуг. Просто вбивая в поисковике «исламские финансовые институты», приходится удивляться тому, насколько развита эта сторона жизни арабских и не только стран.

Желая познакомиться с деятельностью некоторых из них, спешу преподнести на суд читателей краткий обзор функционирования крупнейших исламских финансовых институтов. Итак, пожалуй, основную роль в осуществлении постулатов исламской экономики играет уже известный нам по предыдущим публикациям Исламский банк развития (The Islamic Development Bank). Он был учреждён в 1973 году в Джидде с целью содействия в реализации мер по экономическому и социальному развитию стран-членов ОИК (Организация Исламская конференция) и Исламских сообществ, как индивидуально, так и совместно, в соответствии с принципами Шариата.

Исламский банк развития (The Islamic Development Bank)

Для экономистов не секрет, что для правильного ведения дел необходима верная учётная политика, ориентированная на утверждённые стандарты учёта и отчётности. С учётом существенных отличий исламского «стиля» ведения дел в 1991 году в Бахрейне была создана Бухгалтерская и аудиторская организация для Исламских финансовых институтов (The Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions). Это некоммерческая организация, и основной целью её деятельности является подготовка стандартов бухгалтерской отчётности, аудита, управления, этики и Шариата для Исламских финансовых институтов.

В России для наблюдения за деятельностью финансовых институтов созданы различные органы. Так, например, за деятельностью финансовых рынков призвана следить Федеральная служба по финансовым рынкам, а контроль над банками осуществляет Центральный банк России. Такие формы контроля достаточно распространены по всему миру, они играют роль наблюдателей, готовых прийти на помощь в трудную минуту подотчётным организациям. Аналогичный контролирующий орган создан и для исламских финансовых институтов – Совет по исламским финансовым услугам (The Islamic Financial Services Board) был учреждён в 2002 году в Куала-Лумпур. В его полномочия входит: разработка и внедрение стандартов деятельности, обеспечение прочности и стабильности в реализации исламских финансовых услуг соответствующими профильными учреждениями.

В последнее время небывалой популярностью стали пользоваться исламские ценные бумаги. Для регулирования деятельности вторичного рынка продуктов и инструментов, одобряемых Шариатом, в том числе по всему миру, в 2002 году учреждается Международный исламский финансовый рынок (International Islamic Financial Market).

Международный исламский финансовый рынок (International Islamic Financial Market)

Выше мы уже писали о контролирующих органах – в Бахрейне был основан Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений (General Council for Islamic Banks and Financial Institutions). Эта некоммерческая организация в процессе осуществления своей деятельности поощряет и поддерживает одобренные Шариатом банки и финансовые учреждения всех размеров.

С учётом бурного развития исламских институтов в том же Бахрейне создаётся акционерная компания «Международное исламское рейтинговое агентство» (International Islamic Rating Agency). Основная линия деятельности – осуществление научных исследований, на основе которых выводятся рейтинги, определяется стоимость обязательств, ценных бумаг и пр.

Как мы видим, полное соответствие привычной модели. Следовательно, в самом понятии «исламская экономика», равно как и «исламский финансовый институт», нет ничего, что противоречило бы нашим представлениям о том, как должны выглядеть и работать учреждения, чьей основной деятельностью является не просто грубое пересчитывание денег, но и умелое их вложение.

В подтверждение этого хотелось бы провести краткий экскурс в работу одного из исламских банков, дабы мы имели возможность окончательно убедиться в том, что «это работает», и работает на высшем уровне, обеспечивая выполнение потребностей создателей банка и тех, кто обращается к ним за помощью.

Исламский банкинг

Мы уже писали о том, что основной причиной распространения исламского банкинга стало несовершенство традиционной модели банковской деятельности, а также растущее самосознание мусульман, требующее соблюдения всех норм религии Ислам, в том числе и в экономике. Следуя тем же трендам, в Боснии и Герцеговине в 2006 году было принято решение организовать исламский банк. Учредителями выступили уже известный нам Исламский банк развития, Исламский банк Абу-Даби и Дубайский исламский банк. При этом отдельно в структуре руководства банка был выделен Шариатский совет, на плечи которого ложилась серьёзная ответственность – выявление соответствия или несоответствия выполняемых новым банком операций требованиям Шариата.

Читая о банке, я прежде всего поразилась перечню оказываемых услуг, объединяющему в себе практически все сферы жизнедеятельности человека и организации, и всё на современном уровне! Вот некоторые из предлагаемых банком видов операций… скажем сразу, что они чётко разделены в зависимости от категории обращающихся лиц. Так, для населения обращение в исламский банк Боснии возможно по следующим вопросам: финансирование жилищного строительства, ипотеки, покупки автомобиля, заём на учёбу или медицинское обслуживание. Но особой строкой хочется выделить предоставляемые банком займы для хаджа. Выходит, что и выполнение пятого столпа Ислама становится более реальным для мусульман, ограниченных в средствах на какой-то период времени. Конечно, не отстаёт банк и в так называемом «карточном деле»: на выбор клиентов представлен широкий спектр карт. Банк также может взять на себя обязательства по сбережениям населения, размещаемым в банке по принципу «вакала», или просто хранить ценности в ячейке.

Для корпоративных клиентов продуктовая линейка не менее широкая и охватывает различные виды кредитования «халяль», используя следующие исламские продукты: мурабаха; мудараба; мушарака; иджара; вакала; кард хасан. Выглядит это примерно так.

Мурабаха+иджара

Мурабаха

Продукты: туризм, образование, медицинское обслуживание, хадж.

Основные признаки:

– банк подписывает соглашение с поставщиком услуг на покупку (резервирование) определённого количества услуг;

– банк предоставляет (передаёт) услугу посредством соглашения о финансировании конечному пользователю (клиенту банка);

– банк передаёт услугу клиенту по согласованной цене на основе сотрудничества;

– банк сдаёт в аренду свою часть собственности клиенту;

– клиент платит аренду и выкупает долю банка.

Мушарака

Мушарака

Продукт: инвестиционный банкинг.

Основные признаки:

– банк выступает партнёром в совместном инвестировании проекта;

– банк участвует в развитии проекта;

– банк и партнёры составляют соглашение, на основании которого делятся риск и доход.

Мудараба

Мудараба

Продукты: вклады/сбережения.

Основные признаки:

– мудараба – договор между клиентом и банком;

– участие в прибыли заранее установлено в договоре;

– банк не даёт гарантий по данным вкладам.

Вакала

Вакала

Данные контракты одобрены Шариатским советом.

Основные признаки:

– вакала – соглашение между клиентом банка (владельцем средств) «Мувакиль» и банком «Вакил»;

– клиент сообщает условия, при которых его средства могут быть инвестированы;

– банк возвращает средства, если ожидаемый доход не может быть достигнут.

Платёжные карты

Платёжные карты

Шариатский Совет: разрешено, если карта беспроцентная и банк в договорном порядке устанавливает, что держатель карты не может её использовать для покупок, запрещённых Исламом.  Разработаны в соответствии со стандартами AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для Исламских финансовых институтов).

Конечно, банк периодически проводит PR-кампании, продвигая Боснийский банк посредством рекламы, размещаемых в СМИ интервью, рассылая ежемесячно информационные письма, организуя бизнес-клуб и образовательные семинары, привлекая к этому, в частности, студентов факультета экономики государственного вуза Боснии.

Айша Ахмедова