Исламские финансы и мировой рынок

 

Айнура Болджурова – киргизский экономист, заведующий кафедрой экономики и финансов Восточного  университета имени Махмуда Кашгари-Барскани в Бишкеке, советник Министра экономического регулирования Кыргызстана. Но, очевидно, не случайно я познакомился с нею в столице Казахстана Астане, ведь общеизвестно, что мировые исламские банки ищут новые рынки везде, а на пространствах СНГ их взор пал, прежде всего, на Казахстан. Безусловно, тому способствовало большое количество проживающих там мусульман и сильная экономика, элементы исламского банкинга внедряются в Казахстане уже с 2003 года. Эксперты утверждают, что исламский банкинг проникает в Россию именно оттуда. Россия как страна, доля мусульман в которой самая высокая в Европе, конечно, привлекательна. Между тем первая попытка внедрения исламского банкинга в России не удалась. Как советник министра, Айнура помогает разрабатывать эту тематику и в своей родной Киргизии, где в последние годы происходят бурные перемены. Предлагаемая вашему вниманию статья вышла в Дубае (ОАЭ) в журнале "Аль-Ислам Аль-Иктисад" ("Исламская экономика") на арабском языке, а русский вариант, сделанный автором, частично отредактирован и сокращен. Предваряя статью, отмечу парадокс: исламские финансы успешнее применяются ныне в странах Евросоюза, чем у нас в СНГ.

Джаннат Сергей Маркус
Москва, август 2011 года.

Некоторые аспекты исламских финансов и их влияние на развитие мирового рынка финансовых услуг

Феномен бурного развития исламского банкинга за последние десятилетия во всем мире уже не является новостью. Исследователи экономики и финансов изучают разные грани данного явления. Результаты этих исследований и практическое применение исламских финансовых инструментов, несмотря на более чем скептическое отношение к ним, показывают позитивные результаты в развитии данной отрасли мировых финансов.

Исламский банкинг уже занял свою нишу на мировом рынке финансовых услуг. Его можно охарактеризовать как альтернативное финансирование, функционирующее наряду с традиционным и имеющее собственные отличительные черты.  Безусловно, на данный момент было бы большой неточностью говорить, что исламское финансирование может претендовать на то, чтобы полностью освоить финансовый рынок. Однако, как отмечают исследователи М. Умар Чапра и Тарикуллах Хан, «…современная нестабильность мировой финансовой системы приведет к осознанию того, что она не может быть снята путем косметических поправок, но нуждается во введении такой более строгой рыночной дисциплины, как исламская финансовая система».

Что касается исламского финансирования на территории постсоветских государств, то здесь оно имеет свою особенность, учитывая историческое развитие этих государств в ХХ веке, то есть относительную общность истории, идеологии, целей и ценностей. Идеологические принципы развития социалистического общества не могли предоставить в полной мере осуществления прав религиозной свободы. Это не могло не отложить особого отпечатка на сознании граждан этого государства. Известные реформы 90-х годов прошлого столетия в политической и социально-экономической жизни на территории постсоветских стран привели к пониманию необходимости интегрирования в международное сообщество и толерантного отношения к идеям и целям, отличительным от социалистической идеологии. Наступившие вслед за реформами  демократические преобразования (в разных странах на разном уровне нашедшие себе применение) предоставили возможность гражданам этих стран относительную свободу в выборе идей и вероисповедания.

Одной из граней этого влияния можно с полным правом назвать и исламские финансы. В данном случае исламское финансирование явилось тем удивительным рычагом, который максимально сбалансирован во взаимоотношениях между принципами светского общества и требованиями мусульманского права. На наш взгляд, именно эта особенность данного явления смогла максимально безболезненно и эффективно, с точки зрения экономической заинтересованности, уложить в сознании граждан необходимость взаимопонимания и подвигнуть их к толерантному отношению к идеям и людям, придерживающимся определенной  религиозной направленности. Это одна из удивительных особенностей, которая, возможно, наиболее ярко проявляется именно в постсоветских странах, принимающих исламские финансы.

Другая грань рассматриваемого нами вопроса состоит в следующем. В нашей с вами современности у большинства членов светского общества, как правило, в сознании трудно совмещаются такие явления, как финансы и Ислам. Исламские финансовые учреждения, предполагая, что немалый процент из этой категории людей являются потенциальными клиентами, идут навстречу их традиционным запросам и пытаются изменить сущность и названия контрактов на их аналог, более понятный и комфортный для сознания клиентов. Подлаживание исламского банкинга к требованиям традиционной практики его клиентов имеет, на наш взгляд, две стороны.

С одной стороны, в этом можно видеть потенциал для дальнейшего прогресса исламского финансирования как самостоятельного явления. Разумеется, исламские финансовые учреждения должны конкурировать с их коллегами из традиционной финансовой системы, поскольку это один из главных элементов процветания в рыночной системе.

С другой стороны, если этот процесс будет развиваться быстрее, чем сами исламские финансы, то в скором будущем мы можем наблюдать постепенное слияние данного явления с традиционной системой финансирования. На наш взгляд, для исламских финансов приоритетным и важным будет факт постепенного вхождения традиционной системы в исламскую банковскую, принимая все требования и ограничения, присущие ей. Однако если это явление станет обратным, сомнительно, что исламское финансирование сможет проявить себя с позитивной стороны. Безусловно, в связи с этим роль шариатских наблюдательных советов при исламских финансовых учреждениях значительна и представляет собой тот компас, который не дает заблудиться исламским финансовым учреждениям в бурном потоке рыночных отношений в стремлении максимизации прибыли, а также помогает им функционировать в соответствии с требованиями законодательства. 

Для постсоветских государств, принимающих или имеющих намерение принять исламское финансирование, вопрос комплектования шариатских наблюдательных советов при исламских финансовых учреждениях  «высококвалифицированными» кадрами стоит гораздо острее, чем для остальных стран. Если для подготовки и переобучения банковских сотрудников инструментам исламских финансов существует больше возможностей, то отсутствие авторитетных специалистов по фикху, способных давать заключения по контрактам исламского финансирования, вынуждают менеджеров вновь создающихся исламских финансовых учреждений обращаться за услугами к специалистам по фикху из других стран. В свою очередь это ведет за собой увеличение затрат по нормализации функционирования системы. Несмотря на незначительные различия в применении принципов исламского финансирования в разных странах, консультационная поддержка для принимающих стран со стороны государств, имеющих солидный опыт практического использования исламских принципов финансирования, представляется значительной.

Необходимо отметить, что тесные взаимоотношения между исламскими финансовыми учреждениями разных стран, пусть даже на уровне консультаций и взаимообмена информацией, ведет к доверительным отношениям и упрочению связей внутри системы исламского банкинга. В этом видится ещё один момент интеграционного развития. Очевиден факт, что общество, отвергающее или не оценивающее в должной степени необходимость интеграционных процессов, а также проявляющее инертность в этом отношении, обрекает себя на то, чтобы жить на задворках цивилизации.

Стремительное развитие информационных технологий и глобализация мирового сообщества ставит определенные задачи перед исламской финансовой системой. И эти задачи не всегда связаны только с решением технических вопросов, нередко они требуют от участников системы поступков морально-нравственного характера. К примеру, более пристального и внимательно-человеческого отношения к вопросам, возникающим у коллег и партнеров из других стран, нуждающихся в поддержке, поскольку процветание всей системы напрямую зависит от состояния дел каждого ее члена. Думаем, эта одна из отличительных черт исламской финансовой системы, которая в стремлении максимально увеличить прибыль организации не дает её участникам забывать о главных задачах человека на планете Земля и требует от них жить и поступать в соответствии с требованиями Закона.

М.Умер Чапра, Тарикуллах Хан. Регулирование и надзор исламских банков. – 1421 Х (2000). – С. 7.