Халяль: бизнес по совести

Новый магазин халяльных продуктов открылся в столице Карелии. Он расположен на одной из оживлённых улиц, которая разветвляется и переходит в федеральную трассу «Кола» и в автомаршрут на западное направление. Так что на крупный транспарант «Мясо халяль» обращает внимание множество людей.

А вот купить халяльное мясо удается не всем желающим. По объективной причине. Завоз продукции рассчитан строго в соответствии с возможностями торговой площади и морозильной установки. Раскупается этот объем говядины, баранины, телятины за два-три дня. Да ещё сотрудники магазина обязательно стараются привезти свежайшее мясо по пятницам, после джума-намаза, в петрозаводскую мечеть, для мусульман.

Продукция заготавливается в соответствии с исламскими требованиями. Многие частные владельцы скота из соседних районов знают, что мясо можно предложить этому магазину. По предварительной договорённости на место выезжают специалисты, которые проводят забой, не травмируя психически животное, спускают всю кровь, грамотно разделывают туши. Есть поставки уже разделанного мяса и из других областей, от партнёров, которые также соблюдают нормы халяль.

В новом петрозаводском магазине халяль в один из жарких июльских дней я встретила известного петрозаводского доктора Владимира Егорова. Он выбрал хороший кусок баранины для семейного ужина.

– Я знаю, как тщательно мусульмане относятся к выполнению правил забоя скота, – сказал покупатель. – Здесь у меня намного больше уверенности, что приобретаю мясо, безопасное для употребления. Как профессионал, – по первому высшему медицинскому образованию я санитарный врач – должен признать: исламские требования к забою скота, выбору и приготовлению продуктов гарантируют сохранение здоровья для людей всех возрастов. К сожалению, магазинов с такой продукцией, особенно мясной, пока очень мало.

С собеседником приходится согласиться. Некоторое непродолжительное время в петрозаводских крупных сетевых магазинах была в продаже курица-халяль Кондопожской птицефабрики. Мусульмане знали, где её можно приобрести, и были очень благодарны производителям. Курочка в упаковке с отличительной маркировкой «Халяль» на нескольких языках на прилавках не залёживалась.

Но финансовый кризис и конкуренция в птицеводстве, увы, заставили местную птицефабрику свернуть не только объёмы, но и ассортимент. Конкуренты, привлекающие покупателя более низкой ценой, компенсируют даже большие транспортные расходы за счёт объёмов продаж. И отнюдь не ставят задачи обеспечить стандарты халяльности для покупателей с запросами, основанными на религиозных требованиях.

Наши магазины, торговые сети, производители продукции – вольно или невольно – отражают некий «общий подход», для них есть покупатель вообще. По таким «общим» стандартам «все» потребляют свинину, покупают «в охотку» шпик, сало, берут колбасы с включением свиных жиров. А о соблюдении правил кормления и забоя скота досконально знают только те, кто этим занимается.

– Вам нельзя жирного, свинины – так идите в магазины для диабетиков, – четко рекомендовала мне продавщица одного из соседних магазинов. – Мы при заказе товара хорошо знаем, что народ купит. Нам ведь тоже зарабатывать надо …

Знаниями о предпочтениях «народа» делилась со мной дама, рост, вес и особенности телосложения которой, скажем мягко, свидетельствовали о серьёзных проблемах со здоровьем. Кстати, за последние 10 лет россияне в массе стали набирать вес. Обращаю внимание: эта тенденция есть во всех регионах – мы достигли и преодолели планку упитанности и дружно шагнули к ожирению. Стали потреблять больше продуктов и лучшего качества? Конечно, нет!

Только в течение нескольких лет перестройки россияне массово похудели. Это произошло в период экономических реформ и обвала рубля. Тогда рынок продуктов действительно оскудел настолько, что за сорной мороженой рыбой стояли очереди. Такая «корректировка» питания в совокупности с социальной и политической напряженностью обернулись резким ухудшением всех показателей здоровья населения, ростом смертности тысяч соотечественников в самом цветущем возрасте.

Года три назад мне довелось поехать на большую осеннюю ярмарку. В дороге познакомилась с опытным человеком, владелицей частного производства по производству колбасных изделий, окороков, карбонатов. Разговор, естественно, зашел и о качестве продуктов.

– Я сама мать и жена, понимаю, как важно семью кормить здоровой пищей. После запуска производства старались обходиться без каких-либо улучшителей цвета и вкуса, – рассказывала собеседница. – Прошло некоторое время, и ко мне стали обращаться товароведы из магазинов. У них не было претензий к качеству. Но просили … «сделать цвет». Сами товароведы! По их мнению, из-за того, что наша продукция «бледная», ее и разбирают медленнее. Я пробовала убеждать: давайте продавать лучшее, что можем делать, давайте потерпим и честно завоюем предпочтение людей. Меня выслушали и сказали, что придется сворачивать с нами договора. Теперь вывожу продукцию в другой регион.

… Есть выразительная поговорка: человек может вырыть себе могилу ложкой и вилкой. То есть от того, что едим, зависит, сколько и как живем. Не только мусульманская проблема – чистые, безопасные продукты. Не только для мусульман важно потреблять настоящий белок, а не мертвечину под видом мяса, есть овощи и фрукты, выращенные на земле, не осквернённой нечистотами.

Понимают остроту проблемы многие. Бизнес, которым заправляют делатели исключительно денег, тоже пытается не упустить местечко в нише. Пример тому: открытие в столице Карелии магазина экологически чистой продукции. С ценами, которые, как правило, трехзначные, с выразительно оформленным отделом виноводочных и табачных изделий. Странное ощущение испытываешь, знакомясь с его ассортиментом. Алкоголь и здоровье? Экология и табакокурение? Нет, не сочетаемо. Все-таки то, что я куплю в очередной раз в нашем небольшом магазине халяль, будет полезней и правильней!