Азамат Садаев, Магомед Костоев: «Мы сознательно пришли к концепции хяляль в пищевой промышленности»

– Расскажите о вашем проекте. В чём его особенность, отличие от других?

– Наш проект – это первый в России концепт фаст-фуда, в блюдах которого используется исключительно продукция халяль. Мы планируем продажи гамбургеров на основе мяса курицы, говядины и рыбы, безалкогольные напитки и десерты. Несмотря на то, что сейчас во многих городах уже существуют небольшие заведения – кафе, закусочные, даже уличные точки быстрого питания, – в которых продают мясные изделия на основе мяса халяль, наша цель – создание сети заведений по всей России.

«Халяль» в переводе с арабского означает «дозволенный». В мусульманском быту под халялем обычно понимают мясо животных, употребление в пищу которых не нарушает исламские пищевые запреты. Запрещено употребление свинины, крови, мертвечины, мяса задушенных животных, мяса животных, умерщвлённых без упоминания имени Всевышнего, и алкогольные напитки.

Мусульманину не разрешается употреблять мясо, если оно не относится к категории «халяль». Употребляя мясо «халяль», вы всегда уверены, что это мясо «чистое», то есть в нём отсутствуют гормоны роста, которые используют некоторые производители для быстрого роста кур или телят. В мясе «халяль» отсутствуют ГМО, антибиотики и прочие добавки, крайне вредные для человека. И, конечно, в мясе «халяль» отсутствует соя. То есть это в прямом смысле стопроцентное мясо.

– Почему при выборе концепции заведения вы остановили выбор именно на этаком необычном для России проекте?

– Сегодня мусульмане есть во всех регионах страны. Но дело даже не в этом, а скорее в том, что это пища здоровая, а здоровая пища – это здоровье нации. Западный фаст-фуд, который сегодня процветает в России, любят не все именно за то, что он нездоровый. Из западного опыта мы взяли всё полезное – скорость и качество обслуживания, и отбросили то, что является не слишком полезным или вредным для здоровья. Мы сознательно пришли к концепции халяль. За плечами у нас – многолетний опыт работы в ресторанах, кофейнях и центрах семейного досуга и отдыха. У нас есть понимание, как делать такой бизнес, и мы как мусульмане считаем наш проект полезным делом.

– Будет ли такое заведение доступным?

– Фаст-фуд – это всегда борьба за себестоимость. Невозможно продавать гамбургеры за 35 рублей из настоящего мяса. Это будет гамбургер из чего угодно, но только не из мяса. Мы прекрасно осознаём, что не сможем сделать гамбургеры за 35 рублей, если хотим делать его из настоящего мяса, и наши покупатели это будут понимать. И они будут готовы платать немного дороже, чем в аналогичных заведениях, но понимая, за что они платят. У нас уже есть договорённость с крупными поставщиками мяса халяль, и мы будем постоянно работать над снижением себестоимости нашей продукции не в ущерб качеству. Опыт открытия мясных магазинов халяль показал, что спрос на эту продукцию достаточно большой. А в сфере фаст-фуда положительные примеры реализации продукции халяль тоже есть. В городе Рубаи на северо-востоке Франции, в филиале сети быстрого питания «Quick» все блюда с недавнего времени изготавливаются с учётом принципа халяль. Всего «Quick» имеет 360 филиалов по всей Франции. В восьми из них с недавнего времени продают исключительно «исламский» фаст-фуд. Менеджмент констатирует рост доходов в этих филиалах. Алкоголь здесь не продают, мясо закупают лишь у мясников-мусульман.

– Как будет называться ваше заведение?

– К сожалению, сейчас озвучить название мы не можем, потому что мы регистрируем наш товарный знак.

– Какие вы видите сложности в осуществлении вашего проекта? Не боитесь того, что эта концепция окажется невостребованной?

– Особых сложностей мы не видим. Как мы подчёркивали ранее, опыт открытия объектов ресторанного бизнеса и управления ими у нас имеется. Конечно, трудно быть первыми, но мы просчитали риски и готовы ко всему. Мы не считаем наш проект провальным. С сожалением осознаём, что из-за существующих предубеждений и антиисламских настроений открывать наше заведение, например, в Вологде пока рано. В Москве очень большая мусульманская диаспора. Это толерантный город. Поэтому первое заведение мы планируем открыть в Москве, далее развиваться в других регионах.

– Планируете ли вы в будущем продавать франшизу?

– О продаже франшизы имеет смысл говорить, когда у тебя уже есть несколько стабильно работающих заведений, есть технологии запуска, работы, план обучения персонала и пр.

К продаже франшизы мы относимся осторожно. Мы дорожим своей репутацией и если не будем до конца уверены в порядочности франчайзи, то не станем с ним сотрудничать.

– В рамках продукции халяль вас интересует только фаст-фуд? Планируете ли вы заниматься подобным бизнесом в другой сфере?

– Это очень интересный в финансовом плане и, главное, богоугодный бизнес. Сейчас мы открываем филиал малазийской фирмы «Tunjuk Langit», производящей лекарственную продукцию халяль. Это различные препараты, главным из которых являются капсулы для лечения диабета и многих других распространённых заболеваний. Это лекарство успешно продаётся во многих странах. Теперь, по воле Всевышнего, будет продаваться и в России. Мы являемся эксклюзивным представителем этой фирмы. Это лекарство было успешно опробовано в России на больных диабетом в различной стадии и показало потрясающие результаты. Сейчас мы находимся на заключительной стадии получения разрешительных документов в РАМН.

– Надеемся, что вскоре мы услышим от вас рассказ и о проекте сети халяльных аптек?

– Иншаллах!