«Яндекс» открыл бесплатную онлайн-школу дизайна

«Яндекс» открыл бесплатный дистанционный видеокурс Школы дизайна, запущенной летом 2015 года — слушатели курса смогут последовательно пройти все секции Школы, слушая лекции сотрудников «Яндекса» и параллельно занимаясь собственными проектами. Видеолекции будут публиковаться последовательно, каждую неделю по вторникам. Курс рассчитан на 10 недель и завершится 5 апреля.

Летом 2015 года в «Яндексе» открылась Школа дизайна. На протяжении двух с половиной месяцев эксперты знакомили 31 слушателя, попавшего на обучение, с основами работы над массовыми интернет-продуктами. По словам команды «Яндекса», эксперимент удался — сегодня над разными сервисами компании работает 16 выпусников Школы.

26 января 2016 года «Яндекс» открыл дистанционный видеокурс Школы дизайна. Всего компания опубликует 23 ролика, разделённых на четыре блока: дизайн в крупной компании, прототипы, продукты, работа в команде.

Курс рассчитан на тех, кто уже владеет азами профессии и имеет опыт работы над интерфейсами. Первые две лекции уже опубликованы на Youtube.

Редакция vc.ru узнала у создателей Школы подробности о новом видеокурсе и её работе.

Расскажите об итогах Школы дизайна. Вы довольны результатами?

Лола Кристаллинская, организатор Школы дизайна, заместитель руководителя департамента дизайна «Яндекса»: Летом 2015-го года мы впервые провели Школу дизайна. Для большой команды дизайнеров «Яндекса» — в нашей компании уже, к слову, около 140 дизайнеров — это было важным событием, к которому мы серьёзно готовились.

Для нас это была возможность остановиться, осознать накопленный за годы работы опыт и поделиться практическими знаниями о том, как создаются продукты для миллионов людей и какую роль в этом процессе играет продуктовый дизайнер.

Мы горячо спорили про программу и формат обучения: «Что такое дизайн в большой компании? Что должен знать дизайнер продукта? Как ему строить работу с командой?». Вопросов у начинающих дизайнеров очень много, и нужно было понять, как разрозненные на первый взгляд знания собрать в цельную историю и уместить в 2,5-месячный интенсив.

В итоге в программе появились не только практические блоки, такие как, например, прототипирование, но и про работу в команде, пользу смежных профессий и другие. Порядок секций выбран не случайно — по нашему замыслу, слушатель Школы постепенно развивает практические навыки, достигает определённой профессиональной зрелости — и к финалу уже готов защитить свой проект. 

Интерес к продуктовому дизайну большой, и не только со стороны работодателей — мы получили 780 заявок на обучение, с выполненными тестовыми заданиями, и провели 70 собеседований, которые успешно выдержали 32 человека.

Один из них ещё на старте школы принял решение попробовать устроиться в «Яндекс» и, успешно пройдя собеседования, присоединился к нам. Нам было очень важно выбрать ребят, которые серьёзно подошли к обучению. Нам это удалось, и до финальной защиты проекта дошли 30 слушателей Школы из 31 поступившего.

По итогам Школы «Яндекс» пригласил на работу 16 выпускников, другие ребята

отправились развивать собственные проекты или вернулись в компании,

в которых работали.

В самом начале проекта мы решили, что хотим поделиться всеми материалами. Мы проделали большую работу по съёмкам и монтажу лекций и предлагаем возможность пройти Школу дизайна дистанционно. Надеемся, что этот курс будет полезен не только дизайнерам, но и техническим специалистам — всем тем, кто интересовался дизайном продуктов, но не знал, с какой стороны подступиться к этой области знаний. 

Тарас Шаров, организатор школы, руководитель группы прототипирования новых продуктов «Поиска», «Яндекс»: Портрет идеального слушателя нашей школы выглядит так: вы, как дизайнер, не раз справлялись с поставленными перед вами задачами, ваши заказчики принимали вашу работу и оставались ею довольны. Постепенно вы начали сомневаться, что заказчик действительно хорошо понимает, что ему нужно. Или заказчика вообще нет, а ближайший претендент на эту роль — это вы сами. Вы часто спрашиваете себя «как понять: что правильно, а что — нет?», у вас есть мотивация досконально разобраться с этим вопросом.

Разрабатывая программу школы, мы попытались ответить на вопрос «что должен знать и уметь дизайнер продукта в такой компании, как "Яндекс"?». Итак, у нас есть начинающий дизайнер интерфейсов. Куда ему развиваться? 

Мы использовали такую аналогию: развитие дизайнера напоминает срез дерева — чем больше опыта, тем больше колец на срезе. Ближе к сердцевине среза находятся ремесленнические навыки — ведь многие начинают с практики. А ближе к внешнему кольцу среза находятся абстрактные знания — это размышления 
о настоящем смысле работы дизайнера. 

В чем идея запущенного сегодня видеокурса Школы дизайна?

Сегодня «Яндекс» открывает дистанционный видеокурс Школы дизайна — слушатели курса смогут последовательно пройти все секции Школы, слушая лекции сотрудников «Яндекса» и параллельно занимаясь собственным проектом.

В начале курса нужно выбрать известный и хорошо знакомый бренд, представить себя дизайнером, работающим на него, и придумать идею небольшого продукта, который дополнит продуктовую линейку. С этим продуктом вы будете работать в течение всего курса. Просто просмотр видеоматериалов вряд ли будет эффективным.

Подробности — в вводном уроке от Тараса Шарова:

План вводной лекции:

1. На кого рассчитана Школа дизайна?
2. Про что наша школа?
3. Как правильно воспринимать материалы школы?
4. Как проходить обучение?
5. С чего начать?

Могут ли слушатели курса отправить проекты в «Яндекс» на рецензию?

Лола Кристаллинская: Мы готовы набрать экспериментальную группу, которая получит возможность консультаций от наших преподавателей в ходе изучения проекта. О старте и условиях набора сообщим дополнительно, в течение февраля.

Пока же рекомендуем настроиться на серьёзную работу: смотрите лекции, читайте дополнительную литературу и, параллельно с этим, работайте над вашим проектом. В процессе обучения его концепция может серьёзно измениться. Ваша цель — не столько конечный результат, сколько процесс. Школа даёт возможность расширить кругозор и попробовать работать над продуктом так, как это делают в больших компаниях.

Планируете запускать второй набор в Школу дизайна?

Лола Кристаллинская: Да, мы планируем открыть в этом году Школу мобильного дизайна. О старте и условиях набора расскажем в марте.

Источник