Ближний Восток: нефть и бюджеты

Саудовская Аравия, которая год назад развязала ценовую войну за вытеснение с рынка американской сланцевой нефти, сама испытывает большие трудности.

Только что власти объявили о рекордном бюджетном дефиците и представили меры, которые призваны помочь экономике справиться с низкими ценами на нефть. Рекордный дефицит бюджета привел к тому, что цены на бензин внутри Королевства выросли на 40%. Правда, и сейчас литр бензина, несопоставим по цене с дорогим европейским,  стоит всего 24 цента. Отметим, что цены на бензин и некоторые коммунальные услуги в Саудовской Аравии традиционно удерживаются на низком уровне за счет субсидий. Повышение цен почти в полтора раза эксперты уже называют самой крупной реформой в стране за последние десятилетия.

Правительство Саудовской Аравии также объявило, что страна завершает год с рекордным дефицитом бюджета, который  оценивается в 97,9 млрд. долларов, или 15% ВВП. Бюджет на будущий год рассчитан исходя из самого осторожного прогноза нефтяных цен за 10 лет – от 29 до 37 долларов за баррель нефти. Для бюджета была взята средневзвешенная стоимость корзины пяти сортов саудовской нефти – от Arab Super Light до Arab Heavy. Бюджет 2015 года, по оценкам экспертов, базировался на цене саудовской нефти в $50 за баррель.

По оценкам экспертов, серьезным фактором в формировании дефицита стало  падение цен на нефть, а также война в Йемене и финансирование террористических организаций в Сирии.  Из-за резкого снижения цен на нефть 9 из 13 государств ОПЕК зафиксируют бюджетные дефициты по итогам 2015 года.

В то же время разрушительный ценовой крах на нефтяном рынке создал для владельцев мирового танкерного флота настоящее золотое дно. Как передает Bloomberg, самым большим спросом пользуются танкеры вместимостью 2 млн баррелей, которые доставляют сырье с Ближнего Востока в Азию и Северную Америку. Средний доход этих перевозчиков нефти подскочил в уходящем году до 67,36 тыс. долларов в сутки, это самый высокий уровень с 2009 года. И в 2016 году, по мнению аналитиков, пиковые ставки фрахта сохранятся. Дело в том, что, помимо транспортировки, супертанкеры используются для хранения сырья на фоне критического заполнения мировых нефтехранилищ.

Доход перевозчиков более чем удвоился в уходящем году. В целом повышенные ставки фрахта принесли всему мировому танкерному флоту 5 млрд. долларов дополнительных доходов.

«Сценарий, при котором цены на нефть окажутся на нынешнем уровне в течение всего 2016 года, может привести к настоящему танкерному буму, сопоставимому с периодом кризиса 2007-2008 годов», — отметил Тим Смит, ведущий аналитик Maritime Strategies International. Еще один фактор, связанный с ценовым крахом, заключается в том, что вслед за нефтью резко подешевело топливо. Это дало существенную экономию мировому судоходству, и в том числе танкерному флоту. 

 

Виктор Михин

 

 

 

Метки: