Может ли прибыльный бизнес быть честным?

Может ли прибыльный бизнес быть честным? Редакция обратилась с таким вопросом к руководителям различных компаний. Мнения во многом совпали: бизнес не только может, но и должен быть честным. Хотя на практике часто бывает по-другому.

В обсуждении приняли участие крупные представители бизнес-среды:

Сергей Акулич, вице-президент УК BlackStone Keeping Company (управление коммерческой недвижимостью), Дмитрий Алексеенко, директор по маркетингу, рекламе и PR SEO-компании Demis Group, Андрей Кашинцев, директор кадрового агентства Excellent Staff, Александр Крок, генеральный директор телекоммуникационной компании «Атлант-ТелеКом», Валентина Тушова, генеральный директор «Агентства «Афина», председатель Комиссии по этике АКПП (Ассоциация консультантов по персоналу).

 

В крупном бизнесе принципы морали и деловой этики часто отходят на второй план

 
 

Дмитрий Алексеенко, директор по маркетингу, рекламе и PR SEO компании
Demis Group 

 

Все зависит от объема прибыли, т.е. от масштабов деятельности бизнеса. Если это небольшая фирма, которая оказывает мелкие услуги и которой не надо прилагать сверхусилий, чтобы быть безубыточной, то в этом случае бизнес может быть честным. Когда же речь идет о крупном бизнесе, т.е. о больших оборотах, о постоянном развитии, о выходе на новые рынки, о жесткой конкуренции на глобальном уровне, то принципы морали и деловой этики здесь часто отходят на второй план. Крупному бизнесу необходимо предпринимать больше усилий, чтобы оставаться на плаву. И ради этого некоторые бизнесмены готовы пойти на все, в т.ч. на нечестные методы ведения бизнеса. К сожалению, наше государство, наши законы пока малоэффективны в деле противодействия нечестному бизнесу.

 

Иногда складывается ощущение, что в нашей стране честный бизнес просто невозможен. Но на самом деле это не так. Честные бизнесмены и честные компании существуют. Их много. Лично я верю в такую закономерность: чем честнее будет компания, тем больше у нее будет лояльных и преданных клиентов, которые будут рекомендовать ее своим друзьям и близким. А больше клиентов – значит, больше прибыли.

__________________________________________________________________

Честный бизнес не настолько прибыльный, 
как «серый» или незаконный

 
 

 

Сергей АКУЛИЧ, 
вице-президент  УК BlackStone Keeping Company  (управление коммерческой  недвижимостью)

 

Несомненно, бизнес может и должен быть честным, но он, как правило, бывает не настолько прибыльный, как «серый» или незаконный. Во всем мире очень много бизнесменов и предпринимателей, имеющих хороший бизнес, приносящий им сверхдоходы, но чаще всего в его основе лежат инвестиции, полученные ранее не совсем честным путем.

 

Наверное, слова Джона Дэвисона Рокфеллера, сказанные им в свое время, очень хорошо характеризуют процесс построения прибыльного бизнеса: «Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого».

Если первоначально иметь деньги и вкладывать их на запуск и развитие каких-то новых проектов с учетом, что эти средства в дальнейшем никому не надо будет возвращать, то, наверное, бизнес изначально сможет быть честным и прибыльным, другими словами: «деньги порождают деньги, а долги порождают долги».

 

______________________________________________________________________________

 

Честный бизнес – это не только уплата налогов, но и порядочность в отношении клиентов и подчиненных

 

 

 Александр КРОК,  генеральный директор телекоммуникационной компании  «Атлант-ТелеКом»

 

Конечно же, прибыльный бизнес может быть честным. Если мы говорим о долгосрочном ведении бизнеса, то на самом деле прибыльность бизнеса напрямую зависит от честности его ведения. И практика показывает, что это реально, если правильно выстраивать бизнес-отношения. На сегодня у многих предпринимателей  честность в основном ассоциируется с уплатой налогов и выполнением обязательств перед бизнес-партнерами. 
Но, увы, многие забывают о порядочности перед клиентами и подчиненными.

Налоги. С налогами априори понятно – их просто нужно платить. Кстати, многие делают это не из-за порядочности, а из-за страха, но главное – эффект достигнут.

Партнеры. Теперь о бизнес-партнёрах. Сохранять достигнутые и занимать новые позиции на рынке недобросовестный партнер не сможет в силу потери доверия со стороны, например, компаньона/поставщика, а вслед за этим, что естественно, и прибыли. Тут затрагивается вопрос положительной репутации и уважения,  которые также влияют на прибыль и наращивание темпов развития компании, а порой являются основоположением как взаимоотношений, так и ведения бизнеса. Однако честность отнюдь не подразумевает полную открытость. Еще есть и конфиденциальность и коммерческая тайна, разглашение которых недопустимо.

 

Клиенты. В основном прибыль зависит от популярности и престижа компании. Если быть честным с покупателем, предоставлять реальные сведения и прозрачную информацию о качестве товаров и услуг, не вводя клиентов в заблуждение, то непременно возрастут объемы продаж, а как следствие, возрастет и прибыль.

 

Сотрудники. Взаимоотношения с сотрудниками тоже одно из звеньев общей цепи в получении прибыли, и тут также нужна честность. Бизнес строится не одним человеком, а командой. Необходим не только профессионализм, но и сплочение. Если Вы зарекомендовали себя порядочным руководителем, если вы честны по отношению к коллективу, то люди будут преданны вашей идее, будут работать, не просто отбывая время за определенные деньги, а с желанием, как гласит русская пословица «Где хотенье - там и уменье», коллектив будет увеличивать потенциал бизнеса, что опять же  принесет прибыль.

 

Государство и вы. Также нужно быть честным по отношению к государству, так как бизнес должен быть безопасным. И, конечно же, честным по отношению к себе самому, чтобы не строить иллюзии, учитывать реалии и не подвергать свой бизнес бессмысленному риску.

_______________________________________________________________________

Ориентация на прибыль любой ценой неэтична

Валентина ТУШОВА,  генеральный директор  «Агентства «Афина», председатель Комиссии по этике 

 
 

Честный бизнес может быть прибыльным, это моя точка зрения, иначе в течение пяти лет я не занималась бы вопросами этики на должности председателя Комиссии по этике АКПП. Хотя есть и другая точка зрения: один мой знакомый бизнесмен утверждает, что бизнес и этика никак не совместимы, эти два понятия не сочетаются,  себя же он считает исключением, белой вороной. Он уверен, что бизнес - это что-то грязное, цель бизнеса – извлечение прибыли. По его мнению, сама эта цель аморальна. 

А может он прав? Давайте разберемся.

Любой ценой? Ведь ориентация на прибыль любой ценой, невзирая на свои обязательства, на моральные принципы – действительно, мягко говоря, неэтична. Это крайность, зависимость руководителя от денег, следовательно, не свобода. Быть зависимым от алкоголя, никотина, человека, от денег – это болезнь, которая самим зависимым не осознается. Нам дана свобода выбора и как мы им распоряжаемся, это вопрос, на который должен ответить каждый человек, но может только самоосознающий, или как говорил Георгий Гурджиев, наш русский философ, «пробужденный». Далеко не все свои поступки и выборы мы осознаем, но, к сожалению, неосознанность нас не освобождает от моральной ответственности. А так бы мог сказать: «но я как-то не задумывался, ведь все так поступают». Хочу подчеркнуть, что это ложное утверждение, что все так поступают, во-первых, не все, во-вторых, незнание закона не снимает ответственности с личности.

 

Получение прибыли – этичная цель.   И все же тот знакомый бизнесмен, на мой взгляд, неправ. Если мы ставим перед собой получение прибыли не любой ценой, то сама цель вполне этична и соответствует самой идеи бизнеса. Ничего нет отрицательного в самих понятиях «деньги» и «прибыль», есть проблема в их распределении, на какие цели будут реализованы они. Этичный путь в бизнесе более долгий, но зато он гарантирует более долговременные взаимовыгодные отношения с клиентом, с сотрудниками, с государством. 

Манипуляции, ложь могут помочь сделать быструю продажу, но в таком случае клиент повторно не обращается. Это краткосрочный бизнес. 
«Фирмы – однодневки» часто пользуются этими приемами. Тот, кто торгует агрессивно, по типу «впаривания», тот торгует зачастую на улице, ему даже офис снимать не нужно,  ведь обмануть клиента можно только раз. Есть компании с отрицательным имиджем, куда люди не идут работать из-за невыполнения своих обязательств перед персоналом и клиентом.

 

Стратегия «выигрыш-выигрыш». Могу поделиться своим опытом проведения корпоративных тренингов на тему сотрудничества. Все кругом говорят о клиентоориентированности, о сотрудничестве, о подходе ведения дел «win-win». Эти лозунги присутствуют на сайтах многих компаниях, но настоящее сотрудничество возможно там, где само руководство находится на высоком моральном уровне своего личностного развития. Если сознание автора бизнеса пронизано страхами, тревогами и сомнениями, и он руководствуется убеждением, что бизнес – это борьба, где кто кого обманет и кинет, то он и будет вести свои дела соответствующим образом.

Откуда я знаю, что мало кто по-настоящему готов к стилю «win-win»? Из практики. На тренинге мы проводим игры на выявление глубинных установок, на сотрудничество. Из группы в 10 человек только 1-2 участника имеют установку на сотрудничество, такая картина наблюдается практически в каждой компании. В голове у людей не укладывается: «Как это выигрывает каждый? Один обязательно должен проиграть». Вот и сражаемся с воображаемым врагом, со своей иллюзией. Сначала наше сознание создает картинку, образ врага, препятствия, потом успешно или не очень, их преодолеваем.

 

Негативные убеждения. В основе поведения участников бизнеса лежат убеждения, глубинные верования, которые воплощаются, становятся реальностью. Поэтому я никогда не спорю, а просто наблюдаю. «Жизнь ужасна», «А кому сейчас легко?» - это примеры негативных самопрограммирующих убеждений, самоогранирующих убеждений. Ведь каждый сам формирует события своей жизни и свое окружение: как скажешь, так и будет. Во что веришь, то и получишь. Если вы считаете, что все люди нечестные и никому нельзя доверять, то именно таких вы в свою жизнь и притянете, и даже ситуации, где вас обязательно обманут.

 

Баловни судьбы. И наоборот, если вы считаете, что жизнь прекрасна, что вы – баловень судьбы и вам всегда везет, то так и будет! 
Поэтому важно считать, что бизнес и этика совместимы, прибыльный бизнес возможен и вы успешный человек. Подкрепите свои верования и данные позитивные утверждения правильными выборами и решениями, поступками и привлечете в свою жизнь новых честных партнеров, сотрудников и партнеров. 

Почему, спросите вы? По закону «Себе подобное притягивается». Не верите мне? Не верьте, а проверьте, попробуйте практиковать такой подход, и наблюдайте, результат вам понравится.

 

Изменяя себя, мы изменяем свою окружение. «Лучше зажечь маленькую свечу, чем клясть темноту», говорил Конфуций. Не надо тратить свои драгоценные  творческие силы на возмущение и осуждение других, считая их нечестными. Хочешь изменить мир, начни с себя. Каждый из нас часто оказывается в ситуации сложного этического выбора. «Спасешь себя – спасутся тысячи!». Прошу прощения за высокопарный слог, но это очень даже практический совет. Сейчас никого не удивит высказывание о том, что мысль материальна, так займитесь инвентаризацией своих мыслей, верований и убеждений. И этим стоит заниматься постоянно, поставьте фильтр, не заражайтесь чужими ограничивающими убеждениями, они как вирусы прилипают к сознанию, внедряются туда и провоцируют моральные болезни.

Чаще общайтесь с этически одаренными людьми, духовно богатыми людьми.

Вокруг меня таких много. А вокруг вас?

 

Деловой еженедельник «На стол руководителю».

Метки: 

Яндекс поиск