Пятый столп Ислама

Из каких арканов состоит хадж?

Хадж имеет шесть составляющих (арканов), без которых хадж недействителен:

1. Намерение.

2. Стояние на горе Арафат девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Совершение обязательного тавафа после возвращения с горы Арафат.

4. Совершение са'ю (хождение между холмами Сафа и Марва).

5. Стрижка или бритье волос головы (самое меньшее – стричь три волоса).

6. Соблюдение очередности выполнения в большинстве арканов.

Из каких необходимых действий состоит хадж?

Хадж имеет пять необходимых действий, не совершением которых хадж не нарушается, но обязывает выплатить штраф.

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж).

2. Проведение ночи в Муздалифе.

3. Проведение ночей в дни ташрика в долине Мина.

4. Бросание камушек.

5. Совершение прощального тавафа.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек на хадже должен зарезать барана (овцу), пригодного для жертвоприношения, а если не в состоянии это делать, то он должен поститься десять дней, из которых три дня в Мекке, а остальные – на родине.

Методы совершения хаджа

Совершение хаджа имеет три способа:

1. Ифрад – совершение сначала хаджа отдельно, а затем совершение умры.

2. Таматту‘ – это совершение сначала умры, а затем хаджа.

3. Киран – это совершение хаджа и умры вместе.

Тот, кто вступит в хадж по таматту‘ и кирану, находясь еще на хадже, должен выплатить штраф – жертвоприношение барана, пригодного для этого. При неспособности принести жертву – поститься десять дней, из которых три дня на хадже, а семь на родине. Если тот, кто совершил умру по намерению таматту‘, завершив умра и до вступления к обрядам хаджа, вернется в Микат для вступления в хадж, он освобождается от штрафа.

Этикет вступления в хадж

Паломники же, прибывающие с России, обычно вступают в хадж в Микате «Зуль-Хулайфат». Это недалеко от города Медина. Также, это место называется и «Абару Али».

Прибыв на это место, паломникам желательно искупаться с намерением вступления в хадж или умру, удалить волосы в подмышках и на интимных местах, подстричь ногти и надушиться. Сняв всю одежду, мужчинам нужно облачиться в ихрам, на ноги надеть тапочки. Те, кто не имеет с собой ихрам и тапочки, могут приобрести их в Микате.

После полного омовения и облачения в ихрам, перед намерением вступления в хадж паломники совершают в мечети двухракаатный намаз-сунна. После совершения этих двух ракаатов, паломник говорит: "Я намереваюсь совершить хадж ради Всевышнего Аллаха". После этого он читает слова – лаббайка:

"Лаббайкаллахумма бихаджатин лаббайк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нни‘мата лака валь мульк ла шарика лак".

Тот, кто вступает в хадж по методу таматту‘, скажет: "Я намереваюсь вступить в умру ради Всевышнего Аллаха".

"Лаббайкаллахумма биумратин лаббайк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нни‘мата лака валь мульк ла шарика лак".

Тот, кто по методу киран вступает в хадж, говорит: "Я намереваюсь вступить в хадж и умру ради Всевышнего Аллаха".

"Лаббайкаллахумма бихаджатин ва умратин лаббайк, лаббайка ла шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нни‘мата лака валь мульк ла шарика лак".

Что запрещается вступившему в хадж?

После вступления в хадж паломнику запрещается: половое сближение и прелюдия, предшествующая этому; совершать бракосочетание (себе или другому); надушиться (однако, если вы надушились до вступления в хадж, то это не повредит); умащать маслами волосы на голове и на лице в том числе; удалять волосы с любого места тела; стричь ногти (если ноготь надломился и мешает, то эту часть можно удалить); покрывать голову (мужчинам) головным убором или чем-то другим; надевать одежду, имеющую форму тела; женщине закрывать лицо и кисти рук; охотиться, портить растительность на земле Харама. Также запрещается наносить благовоние на тело и одежду.

Основные составные части (арканы) тавафа

Таваф имеет шесть арканов:

1. Наличие полного и малого омовения и чистота от всякой наджасы.

2. Сокрытие аврата.

3. Намерение для тавафа (для совершения обязательного тавафа намерение делать не является условием, а является сунной).

4. Начало с Черного камня («Хаджар аль-асвад»).

5. Кааба должна быть с левой стороны в течение всего времени тавафа.

6. Семикратный обход.

Условия Са‘ю

Са‘ю начинается с Сафа и заканчивается на Марва. Между Сафой и Марвой нужно пройти семь раз. Переход один раз от Сафа до Марва считается как один переход. От Марва к Сафе – второй переход. Так проходят семь раз.

Стояние на горе Арафат

Девятый день месяца зуль-хиджа является днем Арафат. Утром этого дня все паломники отправляются на гору Арафат.

Стояние (нахождение) на горе Арафат является самым важным составляющим хаджа, так как хадж того, кто с послеобеденного времени до рассвета следующего дня хоть ненадолго не задержится там, недействителен. Гора Арафат и день Арафат – это место и время встречи Адама и Хавы на Земле. Это самый высокочтимый день. В книгах говорится, что в другие дни сатана не бывает, унижен и оскорблен так сильно, как в день Арафат. Сатана видит, как на паломников, находящихся на этой горе, ниспосылаются Всевышним милости и смываются их большие грехи.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Думать после пребывания на Арафате, что грехи не прощены, является одним из больших грехов человека».

Также хадис гласит: «Если день Арафат попадется на пятницу, то этот хадж ценнее 70 обычных хаджев, в которых день Арафат не попадет на пятницу». Такой хадж называют «Хаджуль-акбар». Таким был и последний хадж Пророка (мир ему и благословение).

Для стояния на Арафате желательно совершить полное омовение и коллективный намаз в мечети «Намират». Достаточно находиться в любом месте, которое входит в границы Арафата, но желательно находиться там, где был Пророк (мир ему и благословение) - возле больших камней у подножия горы Джабалу Рахмат так, чтобы между ним и Каабой оказалась гора. Этот день нужно провести в молитвах, чтении Корана и в поминании Аллаха. Ибну Аббас сказал, что дуа, прочитанное в этот день после обеда по завершению тысячекратного чтения суры «Аль-Ихляс» («Кульху»), будет принято. Уходят с Арафата после захода солнца, дабы соединить там день и ночь. Тому, кто покинет гору Арафат до захода солнца, желательно (сунна) совершить жертвоприношение бараном (овцой).

Совершение зиярата к могиле Пророка (мир ему и благословение)

Совершение зиярата к могиле Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху.

В этом согласились имамы всех четырех мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно побольше читать салават Пророку (мир ему и благословение), по приближении к Медине совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Ахирате. По приближении к мечети нужно обновить покаяние (тавбу), раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети надо чуть-чуть задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем смиренно, печально, в хузуре подойти к Равза и совершить там тахият-намаз, в котором после суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате читают суру «Аль-Кафирун» (Куль я айюхаль кафируна), а во втором – суру «Аль-Ихляс» («Кульху»). Затем после намаза подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед тобой.

Затем приветствовать Абу Бакра, затем Умара да будет доволен ими Аллах. Далее прочитать дуа и обратится к Аллаху, прося, наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение). Затем выйти, и совершить зиярат на кладбище Баки', и прочитать покойным там дуа.

 

Задать вопрос

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки