Как избежать соучастия в убийстве другого человека?

Проблема пандемии коронавируса очень наболевшая и актуальная, которая к сожалению, продолжает набирать обороты. Какова роль мусульманина в противодействие этой напасти. Об этом мы беседуем с религиозным деятелем из Дагестана, руководителем Махачкалинского отдела просвещения Муфтията РД Али Султановым.

– Али, ситуация с коронавирусной инфекцией с каждым днём осложняется. Растёт количество заболевших, и что очень печально – погибших. В этой связи вводятся новые ограничения, которые безусловно оправданы, но при этом, настроение людям они не поднимают. Ведь любое ограничение мы воспринимаем болезненно. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения Ислама. Скажите верующий мусульманин должен заботиться о своем здоровье и как он это должен делать. 

Стоп
– Относительно здоровья, я думаю каждый здравомыслящий человек понимает, что это самый большой дар Божий и он обязан его беречь, соблюдая определённые правила. За каждое пагубное действие в отношении своего организма, мы будем отвечать. Как мы наблюдаем, многие не воспринимают всерьёз ограничения и намеренно идут на риск. Так вот, человек должен понимать, что он ответит за каждый орган, который Всевышний даровал ему здоровым, но которому он нанёс вред, обрёк на болезни. Мусульманин впадёт в грех, если заразится инфекцией по своей беспечности или же будет заражать других. 

– К здоровью человек должен относится как к аманату, тому что ему доверил на сохранение Сам Господь?

– Да, аманат, это что-то данное на временное хранение, в данном случаи здоровье, которое нам доверил наш Создатель. Мы должны понимать, что оно дано нам на определённое время, что мы не имеем право распоряжаться им как нам вздумается.

– Если с нас будут спрашивать за это, значит есть и правила пользования этим аманатом? Каким образом каждый человек может сохранить здоровье – должен ли он себя как это по-особому холить и лелеять? Одни соблюдают диеты, другие занимаются спортом. Есть ли какое-то общее правило?

– Если ли говорить в общем – нельзя сознательно наносить вред себе. Какова причина запрета на алкоголь, курение, наркотики. Причина их греховности в том, что человек употребляя их губит своё здоровье 

Али Султанов
– Насколько тезис «в здоровом теле здоровый дух» актуален в Исламе?

– Если мы говорим о воздействии тела на наш дух, то можно посмотреть на диету наших праведных предков, который ограничивались порой несколькими финиками в день, сейчас это кажется невозможным. Если сегодня человек старается правильно питаться, занимается спортом, и у него есть намерение делать это ради Всевышнего, чтобы улучшить своё поклонение то он преуспеет. Можно выявить закономерность – нет здорового тела – нет поклонения, нет поклонения – нет здоровой души. Поэтому, если так подходить к этому вопросу, то это очень правильное выражение.

– Мы поняли, что человек должен заботиться о себе, скажите пожалуйста, должен ли глава семьи заботиться о своих близких?

– Глава не только семьи, но глава определённого сообщества, города, района, страны будет спрошен не только за себя, но и за каждого человека, за которого он ответственен.

– То есть, имам в мечети будет нести ответственность за свою общину (джамаат)?

Мечеть
– Да, он должен призывать людей к истине, ведь у имамов есть право голоса, есть возможность побуждать к благому. Физически, конечно заставить каждого заботиться о своём здоровье он не может. Если рассматривать правоохранительные органы – есть какая-то проблема в обществе и они имели власть, но не отреагировали, то они будут отвечать за это. Соответственно глава семьи будет отвечать за своих близких, ведь у него есть все рычаги, чтобы на них воздействовать. 

– С привязкой к нашему сегодняшнему дню, глава семьи, в связи с пандемией, какие меры должен предпринять в своей семье, что должен делать имам в связи с нынешней эпидемиологической обстановкой. Должен ли глава как-то ограничивать или рекомендовать определённые вещи своим подопечным? Вы, например, ученый-богослов, руководитель отдела просвещения стараетесь доносить до людей вопросы, связанные с пандемией? Лично мне очень тяжело, что я сейчас не могу нормально посещать мечеть, совершать коллективные молитвы, миллионы людей не смогли исполнить один из основных столпов религии – хадж

– Давайте исходить из такого известного хадиса «каждый из вас является пастухом, который будет отвечать за свою паству». Мы видим, что от этой болезни гибнут люди, когда Всевышний показал всему миру насколько она опасна. Люди во всём мире, которые не верили в существование Господа, потому что они не могут Его увидеть, вынуждены были поверить в болезнь, которая за считанные дни приводит людей к летальному исходу. Тот, у которого есть рычаги, возможности обязать или донести до других, что они должны соблюдать определённые правила, должен это сделать.

Хадж
– Скажите конкретно, отец должен проследить, чтобы его дети делали, например, профилактику?

– Это зависит от того, что будет в итоге. Если по причине того, что он не предпринял какие-то меры, последствия оказались плачевными, то есть, кто-то из близких заразился инфекцией или даже умер, то это вменяется ему в обязанности. Сейчас уже понятно, что это не обычная болезнь, люди гибнут, поэтому каждый прежде всего обязан переживать за сохранение своей жизни, а также здоровья своих родных. Глава семьи должен проследить, чтоб домочадцы соблюдались все нормы – мыли руки, делали дезинфекцию, надевали маски в общественных местах 

– А, допустим, имам может ограничить посещение мечети прихожанами, если видит у них признаки заболевания?

– Как мы знаем, Муфтият Республики Дагестан относительно этого вынес фетвы, согласно которым, если есть какая-то заразная болезнь, или пандемия, эпидемия, с мусульманина снимается ответственность за посещение пятничного намаза, ему не будет греха. Тоже самое во время коллективных молитв, то что мы соблюдаем дистанцию между молящимися, некоторые спрашивают, считается ли такой намаз? Опят таки ссылаясь на фетву, вынесенную из достоверных источников, учитывая причину, такая молитва считается действительной и вознаграждение не уменьшается. Как бы нам это не нравилось, чтобы обезопасить себя и общество, мы должны выполнять все рекомендации, которые нам диктуют соответствующие организации. Мы в Дагестане весной этого года уже видели в какой ситуации оказались люди, которые относились к этому как-то скептически. Первая волна пандемии, является лучшим доказательством, что всё это нужно соблюдать. 

– Верующий человек как должен относится к болезням и несчастьям, которые его постигают?

– Если мы говорим о болезней, то я не думаю, что ест какая-то категория людей, которая получает от них наслаждение, тело человека ослабевает, он не может ни нормально заниматься поклонением, ни работать. Поэтому каждый человек воспринимает болезнь как трудность, как какое-то испытание. Мы должны осознавать, что Господь в этой жизни, по средствам любой трудности, даже самой маленькой печали, смывает наши грехи, чтобы не наказывать в загробном мире. В этом есть такая мудрость, это Милость и Милосердие Всевышнего. Тех же, кто забывают о покаяние, Бог через болезнь очищает от грехов. 

– То есть болезнь – это один из способов получить Божье прощение. А может ли это быть каким-то бедствием, которое обрушилось на нас в качестве гнева Создателя.

– Да, безусловно, если Всевышний испытывает нас, то мы должны понимать, что это происходит из-за наших грехов.

Мусульманин
– Если человек заболел, осознавая, что у него смываются грехи, он должен как-то пережить, проникнуться своим плохим самочувствием или наоборот ему стоит стараться облегчить своё состояние, обратиться к врачам, действовать согласно их рекомендациям?

– Конечно, как бы мы не воспринимали болезнь, мы должны приложить все усилия, чтоб излечиться. Господь, когда ниспосылает нам болезнь, всегда даёт и излечение. В наше время, когда практически любую болезнь можно вылечить, – существуют вакцины, лекарства – нам следует их применять. Когда человек болеет ему трудно исполнять обязанности как перед своей семьей, так и перед Всевышним, и это тоже причина, чтоб стараться избавиться от недуга. 

– Как быть с поклонением во время болезни – уменьшать ли его? А находятся и те, кто утверждает: «Я же не сильно болею, подумаешь, кашель, насморк, все равно пойду в мечеть». И учитывая сегодняшнюю ситуацию с пандемией эта тема становится особенно острой.

– Говоря о поклонении во время болезни, если мы знаем, что наше усердие в богослужении может усугубить состояние, то согласно Шариату у нас нет права делать себе ещё хуже. Сам Всевышний говорит, что не возлагает на человека большего, чем он может перенести. Нам нельзя утяжелять своё положение, даже совершая поклонение. В этой ситуации, лучше сделать мало, но искренне и правильно. Что касается походов в мечеть, даже если рассматривать обычную простуду или грипп, мы не должны быть эгоистами, нужно думать об окружающих. Мы не знаем, как их организм отреагирует на нашу болезнь. Во время пандемии, режим самоизоляции и штрафы за его нарушение действительно оправданы. Ведь даже если мы переносим заболевание в лёгкой форме, другого человека это может привести к смерти. И зная это, если мы выходим из дома, и кто-то от нас заразиться, может мы об этом не узнаем в этой жизни, но, когда откроется Книга наших деяний, мы можем найти в ней соучастие в убийстве другого человека.

Больной
– То есть эта ответственность на него ложится?

– Да, есть такой хадис Пророка ﷺ: «Кто будет соучастником в грехе, хотя бы полусловом, то он подобен тому, кто этот грех совершил». Если бы специалисты заявили, что болезнь незаразна, никто от этого не умирает, то ситуация была бы совсем иная.  Но мы сегодня видим, что некоторые переносят коронавирус легко, а для других он смертелен. Я, например, перенёс эту болезнь без проблем, но, тем не менее, закрылся на две недели дома, опасаясь кого-то заразить. Поэтому призываем вас соблюдать эти рамки. Кто-то говорит об антителах к болезни, но коронавирус мутирует, появляются новые штаммы, поэтому бдительность терять нельзя!

– Как быть с джума-намазом? Ведь это обязательный фарз для каждого мужчины.

– На счёт пятничного намаза, как мы знаем, введены жёсткие ограничения, но нашёлся компромисс: сорока человек, которые правильно совершают намаз, достаточно, чтобы джума-намаз засчитался. Некоторые люди не воспринимают эту информацию, но те, кто, хотя бы немного разбирается в исламском праве, знают, что болезнь, даже не такая опасная как КОВД, является причиной, чтобы не посещать джума-намаз. На сегодняшний день духовенство делает всё возможное, чтобы хотя бы люди, которые работают в мечети, могли в ней молиться. 
Ведь если мечети закроют полностью, это отразится на духовном состоянии каждого из нас.

– Я благодарю вас за беседу!

– Желаю прежде всего себе и каждому, соблюдать все рекомендации специалистов, стараться обезопасить себя и всё наше общество, и не забывать просить у Господа, чтобы Он оградил весь мир и нашу страну от таких опасных болезней.

Беседовал Магомедрасул Абакаров

Подготовила Сафия Фокина

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru