Как мусульманам сохранить свою идентичность?

Что мы имеем ввиду, когда говорим «мусульманская идентичность»? В первую очередь, необходимо правильно понимать сам смысл данного выражения. На ряду с другими определениями есть и такое: «Идентичность – это чувство неразрывной связи с культурой, традицией прошлого, чувство тождественного самоопределения индивидуума».

В данном материале мне бы хотелось затронуть роль мусульманской идентичности и богословского наследия в сохранении мира и благополучия в каждом отдельно взятом регионе и стране в целом.

За период советского правления вследствие атеистической, репрессивной в отношении религии политики произошло значительное ослабление роли традиционной модели мусульманской идентичности.

Мусульмане

В начале 1990-х годов ключевым моментом роста псевдорелигиозных течений, в том числе, радикальных, и ослабления позиций богословской традиционной школы (для России в вопросах фикха – это мазхаб имамов аш-Шафии и Абу Ханифи, а в основах вероубеждения – это школы ашаритов и матуридитов) стала критическая нехватка квалифицированных кадров среди духовенства (имамов, преподавателей, учёных-богословов, знатоков исламских наук).

Процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей оказался очень болезненным – была создана благоприятная почва для бесконтрольного распространения различных религиозных сект.

Комплекс причин роста влияния идей религиозного радикализма был вызван также неосведомленностью большинства рядовых мусульман о внутренней природе, о гуманистических идеях исламской религии.

Студенты

Была ослаблена связь общества с духовным наследием российских учёных-мусульман, широкий пласт которого всегда служил верным ориентиром и надёжной опорой мусульманскому сообществу нашей страны.

Возвращаясь к теме, хочется отметить, что гуманистические идеи, транслируемые богословами прошлого, имели огромный духовно-нравственный потенциал, несли добро, терпимость, сострадание, мир и согласие.

На протяжении веков в нашей стране развивались традиции просвещённого Ислама. И всё это время в России мирно сосуществуют разные религии, разные народы, каждый со своей культурой, традициями. Безусловно, в этом огромная заслуга и богословов, которыми всегда славилась наша земля. Именно они внесли достойный вклад в обеспечение согласия в нашем обществе и всегда стремились строить гармоничные межрелигиозные отношения на принципах веротерпимости.

Сегодня, в эпоху глобализации, главнейшей проблемой и испытанием для всего человечества стал религиозный экстремизм, окрашенный в цвета Ислама. Радикализация Ислама – это, в первую очередь, следствие искажённых представлений о нём и о его исходных установках, порождаемые массовым невежеством.

Мусульмане

Ситуацию значительно усугубляет и целенаправленное влияние внешних деструктивных сил, заинтересованных в фундаментальной дестабилизации исламского мира и дискредитации его вероучения. Многие радикальные группировки, разжигая межнациональную и межконфессиональную вражду и ненависть в обществе, используют Ислам в целях ослабления стабильности в регионе.

Поэтому мусульманское духовенство, религиозные деятели, должны противостоять этим явлениям всеми возможными способами.

Сегодня мы видим в этом и поддержку от государства. Так на открытии Московской Соборной мечети президент РФ Владимир Путин отметил: «Важно, чтобы мусульманская молодёжь воспитывалась на традиционных исламских ценностях, чтобы пресекались попытки навязать чуждые нам мировоззренческие установки, которые не имеют ничего общего с подлинным Исламом».

Для этого необходимо повысить авторитет духовенства и традиционной для России исламской богословской школы. Голос наших религиозных деятелей, учёных-богословов должен звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе – на всех площадках, где затрагивают его интересы.

Мусульмане

Наши имамы и проповедники должны быть деятелями высокообразованными, умеющими давать верную и чёткую каноническую оценку всему тому, что сегодня происходит как в арабских странах, мусульманском мире, так в регионах, где проживают мусульмане и представители других конфессий.

Перед нами стоит ответственная задача подготовки высококвалифицированных специалистов в области исламской теологии, истории Ислама, современного менеджмента, анализа и прогнозирования общественно-политических процессов.

Необходимо подготовить соответствующие педагогические кадры и организовать налаженную их работу. Организация повышения квалификации религиозных деятелей – дело не одного человека, и даже не одной организации, к этому следует подключиться всем, начиная от министерств образования и муфтиятов регионов и заканчивая каждым алимом, педагогом и каждым образовательным учреждением.

Одним из решений этих задач является составление соответствующих для каждого образовательного уровня программ, учебников и учебно-методических комплексов.

Лекция для мусульман

Самый эффективный метод формирования идентичности для молодого человека – это наличие конкретного образа для подражания в лице авторитетной личности, как, например, учёный-богослов, духовный наставник, грамотный проповедник или успешный бизнесмен, умелый руководитель, научный деятель, ориентируясь на которых молодой человек находит и своё место в обществе.

Ознакомление студенческой молодёжи с богословским наследием прошлого на современном уровне с использованием новейших технологий позволит выработать у неё устойчивый иммунитет против экстремизма.

Учёные-богословы прошлых столетий такие как ишан Зайнулла Шариф из Троицка, ишан Мухаммад Закир из Чистаполя, Хасан Афанди из Кахиба, Саид Афанди из Чиркея и многие другие, сыграли исключительно важную роль в духовной жизни нашего общества, в поддержании мира и согласия, сохранении спокойствия и братства между народами, и соблюдении социальной справедливости в обществе.

Мусульмане студенты

Изучение в школах, сузах и вузах курса их богословского наследия расширит общий кругозор обучающихся, ознакомит их с историей Ислама, с жизнью лучших его представителей, благостно повлияет на формирование характера, нравственных и морально-волевых качеств молодых людей, на их всестороннее развитие.

Если здоровое общество вовремя не позаботится о воспитании подрастающего поколения в духе истинных ценностей Ислама и человеколюбия, то они приобретут те ценности, которые пропагандируются с экранов телевизоров, в различных роликах, распространяемых по соцсетям, или в публикациях на интернет-ресурсах.

Сегодня сообщество мусульман России и отдельный верующий обладает таким уровнем свобод и возможностей для самореализации и формирования мусульманской идентичности, которые не были доступны ни в дореволюционной России, ни при советской власти. Этим необходимо воспользоваться для продвижения в обществе идей добра и мира – этому нас обязывает вызовы времени.

Из выступления на международной научно-практической богословской конференции «Возрождение традиционного духовного наследия российских мусульман: проблемы сохранения мусульманской идентичности в условиях мировой глобализации», Махачкала, 15.11.2017.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru