Честность – лучшая политика

По сообщению сайта «Ислам и общество», «диссертационный совет Кунсткамеры без объяснения причин снял с защиты докторскую диссертацию ректора Московского исламского института (МИИ) Дамира Хайретдинова "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX– начало XX века)" (специальность 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология), которая планировалась к защите 18 сентября».

 

Дело принимает особо неприятный оборот потому, что в него оказались  втянутыми звёзды российских тюркологии и исламоведения: профессор ИСАА МГУ (бывший ректор ИСАА) Михаил Серафимович Мейер и академик РАН Михаил Борисович Пиотровский. К тому же был нанесен удар по репутации старейшего российского научного центра – Кунсткамере.

Между тем, к огромному сожалению, следует признать, что более всего, конечно, этот сокрушительный удар пришёлся по репутации российских мусульманских образовательных учреждений. Впервые в истории российского мусульманского образования, у которого и без того немало проблем, но очень мало истинных и честных подвижников, государственные чиновники получили сильный аргумент для оправдания своей подозрительности в отношении интеллектуальной чистоплотности постсоветских мусульманских образовательных учреждений.

По всей вероятности, диссертация ректора МСИИ была снята с защиты по причине негативных отзывов на неё, среди которых самым «въедливым» оказался отзыв доктора исторических наук Р.А Силантьева, со справедливостью которого научному сообществу пришлось не без сожаления согласиться. Приводим этот отзыв полностью:

Диссертация Д.З.Хайретдинова посвящена интересной и не слишком хорошо изученной теме, однако цели своей не достигает по целому ряду причин.

Во-первых, эта работа носит ярко выраженный компилятивный характер и практически не вводит в научный оборот новых источников – в работе их указано всего пять, что ничтожно мало для докторской диссертации. Не использовал Д.З.Хайретдинов и информатов, наличие которых более чем типично в работах по специальности 07.00.07.

Во-вторых, вызывает вопросы стиль автора, который наводит на мысль о прямом использовании в диссертации публицистических статей. В серьезной научной работе вряд ли уместны такие пассажи как «причинно-следственная связь здесь явно нарушена, столь бесцеремонный "наезд" в официальном губернском издании... С. 247».

Трудно согласиться и с рядом безапелляционных высказываний автора, например: «в целом дореволюционная и советская историография не совершила прорыва в деле изучения истории татарской нации, в т.ч. татар-мишарей. При этом в ней были заложены глубоко ошибочные идеи, которые так или иначе коррелировали с шовинистическим отношением к ордынскому периоду российской истории. С. 15-16» и особенно – «Православие насаждалось среди коренных народов восточной части России силой, обманом и деньгами. С.278». Последнее бездоказательное утверждение вообще оскорбляет миллионы граждан России и может быть в судебном порядке признано экстремистским.

К сожалению, присутствуют в работе и некорректные заимствования. Так, на 57 странице Д.З.Хайретдинов пишет без закавычивания и сноски: «Основными занятиями буртасов становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также животноводство. Развивается градостроительство и ремесленное производство: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. В то же время буртасы привнесли много своих традиционных черт в общебулгарские технологии». Это текст очень похож на текст статьи Г.Н.Белорыбкина «Буртасы» (Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001; http://inpenza.ru/history/burtasy.php), который выглядит так: «Осн. занятиями Б. в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. В то же время Б. привнесли мн. своих традиц. черт в общебулгарские технологии».

Впрочем, главной проблемой данной диссертации является даже не это. В автореферате Д.З.Хайретдинов указывает 15 статей в ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, что является необходимым минимумом для принятия диссертации к защите. Конечно, вызывает некоторые вопросы тот факт, что все они были опубликованы в период с конца 2014 года по конец 2015, однако при ближайшем рассмотрении не все они оказываются «ваковскими». Так, статьи «Нижгары – потомки нижегородских татар: связи с Зауральем», «Торговая деятельность и меценатство нижегородских татар в масштабах Российской империи» и «Военное значение и численность служилых татар Нижегородчины» были опубликованы журнале «Приволжский научный вестник», который не входит и никогда не входил в «Перечень ВАК» (стоит отметить, что его часто путают с «ваковским» «Приволжским научным журналом», что упрощает определённого рода махинации).

Касательно такого казуса в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2016 г. № 1593 «О внесении изменений в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 7») говорится следующее: «В случае несоблюдения соискателем учёной степени требований, установленных пунктом 14 Положения, о присуждении учёных степеней, и (или) наличия в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации, соискатель ученой степени не вправе снять диссертацию с рассмотрения. В этом случае диссертация снимается с рассмотрения диссертационным советом без права повторной защиты и размещается на сайте организации сроком на 10 лет со дня принятия соответствующего решения».

С уважением,

Профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, д.и.н. Р.А.Силантьев

Как говорится, «ноу комментс». Остается только выразить соболезнования уже бывшему ректору МИИ Д.Хайретдинову и напомнить всем нашим братьям (и сестрам) мусульманам небезызвестные слова «честность – лучшая политика».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!