Суфизм возвращается в Афганистан после долгих лет репрессий

На фоне активизации усилий афганского правительства и его международных союзников по завершению конфликта в регионе появилась необходимость обратиться к суфиям, дабы те призвали талибов к переговорам о политическом решении проблемы.

Когда-то суфизм (тасаввуф) был подавлен талибами, но сегодня он вновь восстанавливает свои позиции в стране. После долгих лет репрессий миллионы его последователей вышли из тени.

Суфии имеют значительное влияние как в сёлах, так и в городах. Они являются эффективной народной силой, способной производить изменения в обществе, люди считают их бескорыстными посредниками в спорах.

По мнению духовного наставника Сайида Махмуда Гейлани, «роль суфиев в обеспечении мира и спокойствия чрезвычайно важна. В процессе переговоров о мире задействовано лишь несколько из них, в то время как следовало бы отвести важную роль в решении конфликта именно последователям тасаввуфа».

Зияраты – суфийские святыни – являются самыми популярными местами паломничества по всей стране. Помимо Афганистана суфийские ордена имеют миллионы последователей в Пакистане и Индии.

Вторжение Советского Союза в Афганистан в 1979 году и последующее вооружённое сопротивление моджахедов привели к приходу тысяч ближневосточных наёмников и внедрению иностранных идеологий, в том числе ваххабизма.

Ваххабизм настаивает на буквальном толковании Ислама и видит тасаввуф и его идеи как несоответствующие религии. Это создало напряжённость в некоторых областях страны. Но это произошло во время правления талибов (1996–2001), когда суфизм был загнан в подполье.

Первоначально многие суфии были участниками движения «Талибан», но постепенно в этом движении стали превалировать идеи ваххабизма, и увеличилось число последователей данного течения. Суфиям пришлось «уйти в тень».

«Дом святых»

Учитывая уважение и влияние, которыми пользуются представители суфизма среди местного населения, их участие, даже на самом низком уровне, несомненно, будет способствовать мирному процессу в охваченном войной Афганистане.

В движении «Талибан» участвуют различные слои населения, и среди них есть те, кто проявляют большое уважение к суфиям и даже сами придерживаются этого пути.

По мнению духовного наставника Ахмада Шаха Маудуди, «влиятельные и обладающие знаниями суфии способны убедить огромное количество талибов сложить оружие, а также предоставить гарантии талибам их безопасности и мирного будущего. В то же время мы должны проявлять осмотрительность, так как немало случаев, когда шарлатаны, переодевшись в одежду суфиев, использовали и обманывали простых людей».

Тасаввуф был частью Афганистана почти столько же, сколько существует и сам Ислам, – более 1300 лет. Афганистан обычно называют «домом суфийских святых». Святые играли важную роль в жизни людей на протяжении многих веков.

Суфии стремятся достичь единения с Богом посредством различных методов, в том числе медитации (размышление), зикра (произнесение имён Бога и других священных фраз).

Последователи суфизма утверждают, что все люди являются созданиями Аллаха и заслуживают равного уважения.

«Достоинством суфиев являются веротерпимость, доброта, любовь ко всем и абсолютное отсутствие злобы к кому-либо, – считает Маулана Убайдулла Наркаризи, видный суфийский наставник из провинции Кандагар. – Только такой подход сможет залечить раны, полученные страной в войнах за последние 30 лет».

Многие афганские города являются одними из самых важных центров тасаввуфа. Город Герат называют «почвой суфийских святых». Другой город – Газни – известен как «место суфийских святых».

В то же время Афганистан является родиной величайших суфийских мудрецов, которые совершенствовали свои идеи на обильных равнинах и скрытых долинах страны и впоследствии распространили своё послание мира и любви в другие части земли.

Сакральная поэзия суфиев была выражена на дари, фарси и пушту – основных языках, которые распространены в Афганистане.

В современном Афганистане известны имена нескольких видных представителей тасаввуфа, в числе которых Али Худжвири, Хваджа Муинуддин Чишти и Джалалуддин Балхи Руми – основатель знаменитого Мавлавия (орден дервишей).

Другим известным суфием является Пир Рошан, основатель суфийского ордена Рошани, ныне известный как Арзан Шахи, пользующийся большой популярностью в Индии.

На сегодняшний день в стране известны три суфийских ордена – Накшбандия, основанный в Бухаре (Узбекистан), Кадирия, основанный в Багдаде, и Чиштия, возникший в местности Чишти-Шариф в западной провинции Герат.

Их дальнейший рост, вероятно, является одним из основных плюсов для Афганистана в непрекращающемся поиске мира.

Давуд Азами, BBC

Перевод с английского