Ударит ли «закон Яровой» по верующим?

О лжеслужителях религии, «законе Яровой» и его трактовках «экспертами».

Советник муфтия Республики Дагестан по связям с общественностью и СМИ, руководитель медиахолдинга «Ислам» Айна Гамзатова рассказала о лжеслужителях религии, «законе Яровой» и его трактовках «экспертами».

– Айна Заирбековна, какими статистическими данными можно было бы охарактеризовать религиозную жизнь мусульман Дагестана?

– В республике на сегодняшний день действует около 2180 мечетей. В целом по России – около 7,5 тысяч. Таким образом, почти каждая третья мечеть страны – у нас.

Стоит, конечно, пояснить, что в это количество входят и небольшие, так называемые квартальные мечети. Также в наших сёлах (а их в республике около восьмисот) вместо одной большой мечети может быть несколько небольших в разных концах, чтобы людям было удобно ходить молиться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Против чего направлен «пакет Яровой»?
Ударит ли «закон Яровой» по верующим?
Альбир Крганов: законы Яровой помогут в борьбе с псевдорелигиозными группами
Путин подписал антитеррористический "пакет Яровой"

В названное мною количество входит около 60 оппозиционных Муфтияту мечетей, куда ходят представители ваххабитского джамаата. А также несколько шиитских. Все прочие мечети – в составе Муфтията.

– Как Вы знаете, на днях Государственная дума и Совет Федерации приняли пакет антитеррористических поправок Ирины Яровой и Михаила Озерова, ожидающий сейчас решения президента. Приходится слышать утверждения, что жёсткое лицензирование проповедников, запрет миссионерства за пределами культовых зданий, в том числе в жилых помещениях, особенно сильно ударят по мусульманам. Могли бы Вы внести в этот вопрос ясность?

– Буквально на днях к муфтию республики с тем же вопросом обратились журналисты. Однако его исчерпывающие ответы они опубликовали в очень урезанной форме, что не даёт читателям возможности ознакомиться с его аргументацией.

Вот мнение муфтия: «Отвечая на ваш запрос относительно моего комментария по принятому Государственной думой пакету поправок к федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», хочу сразу подчеркнуть, что необходимо рассмотреть эти поправки трезво, всесторонне объективно, без лишних эмоций и личных амбиций.

Вы задаётесь вопросом: «Не ограничивает ли этот закон права мусульман в Дагестане?». Вас интересует, в частности, оценка такого положения закона, как запрет религиозной практики вне специальных заведений. Получается, если несколько человек, собравшись где-нибудь, заведут разговор о религии, выступят с проповедью, то в этом нарушение закона? Или же когда люди у себя дома проведут мавлид?

Отвечаю: В институтах Сирии, Египта и других мусульманских стран после прохождения определённых дисциплин и сдачи экзамена студентам выдаётся разрешение на образовательную деятельность по определённому направлению, где указано, что данный студент успешно прошёл обучение по части таких-то дисциплин и имеет право вести обучение в том или ином конкретном направлении. По-арабски это называется иджаза. Такая иджаза может быть выдана студенту на обучение, например, только одной суре из Корана.

Это важный момент. То есть не сам студент решает, что, мол, я такой молодец, приобрёл достаточно знаний и могу выплеснуть их на окружающий мир. Нет! Не он сам, а его учителя, квалификационная комиссия решает, в чём силён их выпускник и на что ему можно дать разрешение. Таким образом, думаю, что этот запрет не то что не ограничивает права, а, наоборот, упорядочивает религиозную деятельность и, соответственно, жизнь религиозной среды.

Таравих-намаз в джума-мечети Саранска (Мордовия)

Сегодня слишком много людей, которые, не имея никакой религиозной подготовки, не имея даже начальной теологической базы, считают себя вправе трактовать Коран по своему усмотрению и в сети Интернет распространяют свое субъективное видение, часто приводящее к заблуждению. Правильным было бы ограничить амбиции подобных лжеслужителей религии.

Обсуждение того или иного вопроса в плену личных амбиций или под действием эмоционального всплеска нельзя довести до абсурда. Именно к этому приводят высказывания некоторых «экспертов» о том, что указанные поправки, например, запрещают приглашать верующих на коллективное разговение (ифтар). На самом деле, про такие мероприятия, как коллективное разговение или приглашение гостей, там ничего не сказано.

Насчёт того, чтобы «вести проповедь» или «говорить о религии», думаю, для подавляющего большинства общины российских мусульман в этом нет опасности. Переживать должны те, кто попал на учёт за распространение идей радикализма, терроризма и т.п.

Что я могу сказать таким людям? Не связывайтесь с террористами, не распространяйте лживых идей, призывающих к насилию и в итоге приводящих к таким последствиям, как последние кровавые теракты в Турции. И тогда вряд ли этот закон придёт к вам домой, чтобы прогнать ваших гостей.

Что касается проведения мавлидов, то с прискорбием должен сказать во всеуслышание, что не все мусульмане понимают значение их проведения. Поэтому, чем проводить мавлиды, отдавая дань традиции, не зная и не понимая их сути, лучше их вообще не проводить».

Добавлю кратко от себя. Нужно понять, что в «законе Яровой-Озерова» нет запрета на проповедование светлых религиозных идей, для этого всего лишь нужно иметь на руках соответствующий документ и разрешение. И ранее никто из представителей ДУМД не проводил ни одно религиозное мероприятие без согласования и разрешения губернаторов, представителей администрации того или иного региона. Это взаимодействие налажено и новый закон только укрепит это в дальнейшем.

– А что вы можете сказать о появившейся информации о выдвижении первого заместителя муфтия Мухаммадрасула Саадуева на выборы в Народное собрание Дагестана первым номером в списке партии «Народ против коррупции». Выражается ли в этом позиция Муфтията и будет ли Саадуев в случае избрания совмещать посты заммуфтия и депутата?

Мухаммадрасул Саадуев

– Да, Саадуев собрал все необходимые документы и подал их в штаб «Народа против коррупции».

Это личное дело Саадуева, его собственное решение. Даже губернатору не запрещается выдвигаться в Государственную думу, но если он пройдёт на выборах, то должен выбирать между местом там и руководством регионом. Конечно, в случае избрания Саадуева в депутаты Народного собрания, ему придётся покинуть свой пост в Муфтияте.

Источник: Лайф