"Суфизм – это путь, следование которому укрепляет веру"

 

Конституция Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (Статья 2).

Для соблюдения этих прав написаны Уголовный и Гражданский кодексы, приняты многочисленные законы и правовые акты, во имя человека и его прав работают законодательные и исполнительные ветви власти, органы местного самоуправления.

Выполнение этих законов и актов контролируется разными службами, на это тратятся огромные средства, ибо исполнение этой статьи Конституции является основой сохранения стабильности и безопасности как государства в целом, так и каждого члена общества.

Эффективность работы этих служб во многом зависит либо от того, насколько само общество и представители властных структур морально, сознательно готовы соблюдать те или иные предписания, либо от понимания неизбежности наказания за противоправные действия. Отсутствие указанных факторов влечет за собой уклонение от исполнения этих законов, как следствие, произвол в обществе, коррупцию и другие негативные явления.

В качестве примера приведем соблюдение водителями скоростного режима движения. Известно, что на тех участках дороги, где установлены камеры видеонаблюдения, большинство водителей не позволяют себе превышать допустимую скорость движения. Некоторые поступают так, осознавая опасность превышения скорости на этом участке, уважая закон и сохраняя свои права и права других участников движения на безопасность и сохранение жизни и здоровья. Другие – из-за страха перед неизбежностью наказания в виде денежных штрафов. Так же – и во всех сферах жизнедеятельности человека.

В сегодняшней многоконфессиональной, многонациональной России проживает около двух десятка миллионов граждан, которых объединяет мусульманская религия. Несомненно, Ислам играет важную роль в жизни каждого из этих граждан, в стабильности и безопасности государства в целом. В своей повседневной жизни мусульманин сталкивается с представителями разных конфессий, национальностей, с людьми с различным социальным статусом; порой сталкиваются взаимные интересы.

Как и в Конституции Российской Федерации, в Исламе права и свободы человека объявлены священными. Защита этих прав и свобод регламентируется целой системой законов и кодексов, совокупность которых называется Шариатом. Соблюдение мусульманином предписаний своей религии внесёт неоценимый вклад в сохранении стабильности и благополучия российского общества. Ислам предписывает своим последователям неукоснительное соблюдение общечеловеческих ценностей, уважение прав всех граждан, независимо от их национальности и вероисповедания. Целью своей пророческой миссии Пророк Мухаммед ( мир ему и благословение) обозначил улучшение и усовершенствование своего нрава.

Абу Хамид аль-Газали сказал:

«Цель божественных законов и предписаний для людей заключается в том, чтобы защитить веру человека, его жизнь, разум, потомство и имущество. Всё, что защищает эти пять ценностей – это благо, а всё, что разрушает эти ценности – это вред. Любая религия и любые законы обязаны защищать эти ценности, если они установлены для благополучия людей» («Аль-Мустафа»).

Коран призывает людей в Ислам, но нет принуждения в вере. Человек сам решает, какую веру выбрать.

Ислам предписывает защиту веры, и для её защиты предписана борьба против низменных страстей; эта борьба – большой джихад, который должен вести мусульманин в течение всей своей жизни. Когда мусульманину запрещают свободно исповедовать свою религию либо насильно заставляют предпочесть одну из религий, это может стать причиной малого джихада, дабы защитить права на свободу вероисповедания.

Ислам защищает жизнь каждого индивидуума, запрещает проливать его кровь, кроме как в исключительных случаях правосудия. Для защиты жизни и крови установлен уголовный кодекс, ибо понимание неизбежности возмездия сохраняет жизнь.

Разум человека ценен; запрещается всё, что затмевает его разум. Человек с затмившимся разумом представляет угрозу как для себя, так и для общества. По этой причине Ислам запрещает распространение и принятие опьяняющих, одурманивающих, наркотических веществ, кроме тех случаев, когда в них возникает обоснованная необходимость.

Ислам защищает род человека, его честь и достоинство. Запрещается посягательство на честь и достоинство, запрещены внебрачные половые связи с целью защиты прав ребенка – прежде всего, его права на воспитание родителями и на достойную жизнь в полной семье.

Ислам защищает право на собственность. Запрещается незаконное присвоение чужого имущества.

Как и в случае с соблюдением статей Конституции и законов, соблюдение норм шариата всецело зависит от тех же факторов. Либо должна быть безупречно работающая система контроля и наказания, либо человек должен быть морально и сознательно готов исполнять эти предписания.

В условиях Российской Федерации, где в соответствии с Конституцией религия отделена от государства, верующий человек исполняет предписания своей религии лишь в соответствии со своей верой, ибо здесь отсутствует фактор неизбежности наказания.

Его готовность следовать нормам Шариата зависит от того, насколько глубока его вера. Мусульманин должен быть убеждён в том, что за ним наблюдает Создатель. Это в Исламе называется Ихсан – познание Бога. Познание является внутренним, духовным контролирующим органом, который следит за поведением верующего, он держит за его руку и ведёт по пути Истины. Имам аль-Газали говорил, что вера подобна слабому саженцу, и для того чтобы вера укрепилась и выросла в дерево с сильными корнями, его

необходимо поливать зикром, поминанием Аллаха, подкармливать богослужением. Чем сильнее вера, тем сильнее познание Бога, и это побуждает человека соблюдать предписанные в Исламе собственные права и права каждого члена общества, он начинает замечать свои недостатки и исправлять их, следовательно, его нрав улучшается, а действия соответствуют нормам, он становится полезным обществу, источает благо и безопасность для других.

Суфизм – это путь, следование которому укрепляет веру и познание Бога, облагораживает нрав. Имам Раббани Ахмад фарукъ Сирханди пишет, что цель пути суфизма заключается в истинном понимании целей Шариата и в облегчении исполнения его предписаний.

Закарья аль-Ансари отмечает, что путь суфизма предназначен для очищения души человека и проявления в нём лучших качеств и благого нрава.

Путь суфизма, с помощью которого мусульманин доводит до совершенства свою веру и религию, передаётся по цепочке от Пророка Мухаммада (с.в.с.) и сподвижников, от учителя к ученику. На этом пути учитель выбирает из множества видов зикра и служения Богу именно тот вирд, который соответствует этому ученику, подобно тому, как врач назначает больному из множества лекарств именно то, которое соответствует болезни пациента. Такой ученик под покровительством учителя изо дня в день очищает своё сердце с помощью вирдов; по мере очищения сердца усиливается его вера, он больше познаёт Бога, ему становится легче исполнять предписания религии, он начинает понимать истинный смысл слов Пророка Мухаммада (с.в.с.): «Нельзя вредить ни себе, ни другим». «Мусульманин должен желать другим того, чего желает себе»; «Мусульманин подобен дереву (финиковой пальме)». Когда он достигнет истинного смысла этих и многих других изречений Корана и Сунны, он не сможет проливать невинную кровь, не станет присваивать чужое имущество, не позволит себе запрещённое в Исламе взяточничество. Он будет предпочитать чужие права собственным, будет счастлив и осчастливит других.

Результат вступления на истинный путь суфизма во многом зависит от старания мюрида, как выздоравливание больного во многом зависит от его старания и следования предписаниям и назначениям лечащего врача.

Вышесказанное наглядно демонстрируют события последних десятилетий в Дагестане – региона, наиболее пострадавшего от носителей идей экстремизма. Мы стали свидетелями того, сколько горя принесли Дагестану ваххабиты, сколько было пролитой крови невинных мусульман и не только. Несмотря на то, что ваххабиты убили десятки лучших представителей суфиев, последние не предприняли никаких ответных силовых мер, проявив терпение и упование на Волю Всевышнего ради сохранения мира и безопасности общества.

При Советской власти суфии продолжали оставаться хранителями традиционного Ислама в Дагестане и продолжали обучать мюридов исламским наукам и суфизму. После распада СССР в Дагестане началось духовное возрождение, и работники Муфтията начали вести образовательную, воспитательную работу в духе суфизма среди населения Дагестана.

В 90-е годы ваххабитские проповедники вместе с приехавшими из-за границы эмиссарами начали вести пропагандистскую работу среди населения и распространять идеи экстремизма. Они не остановились на пропаганде и начали претворять эти идеи в жизнь. Они устроили настоящий террор против представителей Муфтията. За короткое время были жестоко убиты десятки человек из числа лучших учёных, имамов и журналистов. Позиция духовенства во главе с шейхом Саидом-афанди аль-Чиркави была ясной и соответствующей исламским ценностям: не отвечать на насилие насилием, отвечать на жестокость милосердием, на грубость – мягкостью, избегать действий, приводящих к страданию народа и кровопролитию, – как и подобает истинному мусульманину.

Благодаря разъяснительной работе представителей Муфтията народ получил существенный иммунитет от «вируса» ваххабизма, и когда в августе 1999 года экстремисты напали на Дагестан, народ встал на защиту своей Родины и дал отпор бандитам, как об этом сказал В.В. Путин.

На примере Дагестана можно провести сравнительный анализ

Подводя итоги сказанного, можно утверждать, что суфизм как фактор улучшения нрава и истинного следования исламским ценностям не только не противоречит интересам государства в деле защиты прав и свобод человека, но и может внести свой особый вклад в дело сохранения дружбы и взаимоуважения между членами общества, в укрепление безопасности государства, улучшение благосостояния граждан нашей Родины.

 

Абдулла-хаджи Ацаев  Ректор Дагестанского теологического института им. Саида афанди

Текст выступления на круглом столе "Роль и значение суфизма в возрождении традиционных духовных ценностей российских мусульман" прошедшем 28 апреля в Общественной  Палате РФ в Москве