Академик Е. М. Примаков о корнях терроризма

Уважаемые читатели! Мы предлагаем Вашему вниманию интервью Е.М. Примакова, которое было опубликовано в 2004 году в журнале «Ислам». Однако не смотря на давность, оно до сих пор не потеряло свою актуальность.

В своей книге «Мир после 11 сентября» Евгений Примаков написал: «Вслед за взрывами в Нью-Йорке и Вашингтоне большинство людей захлестнули скорбь, сочувствие к американцам, гнев в отношении террористов. Но после болевого эмоционального шока наступило время раздумий. Без всякого преувеличения они необходимы...» И мы предложили Евгению Максимовичу поразмышлять на эту тему на страницах нашего журнала. Академик Е. М. Примаков, пожалуй, один из немногих российских политиков, профессионально разбирающихся в природе современного экстремизма. Пройдя путь от собственного корреспондента газеты «Правда» в арабских странах до Министра иностранных дел, Евгений Примаков знает, где находится «инкубатор терроризма» и о чём гласят аяты Корана.

 – Международный терроризм существует – это факт. Но почему, когда говорят или пишут о терроризме, либо подразумевают, либо открыто заявляют именно об исламском терроризме?

– В настоящее время значительное число террористических актов на международной арене осуществляется экстремистскими организациями, действующими под лозунгами Ислама. Это факт. Но, когда ставится знак равенства между терроризмом и Исламом, то с одной стороны, это не только не соответствует действительности, но и является вреднейшим проявлением неосведомлённости и неграмотности некоторых людей, а с другой – целенаправленной политики определённых кругов, которые хотели бы сегодня, после того, как коммунизм перестал существовать в виде серьезной силы на международной арене, найти врага для современной цивилизации в лице Ислама.

– В своей книге «Мир после 11 сентября» Вы, основываясь на некоторых аятах Корана, пишете об «оборонительном характере тех вооруженных действий, которые могли бы осуществляться по заветам Корана». И второе положение, приводимое Вами в этой книге – и оно опять же основано на Коране, – «отрицание права мусульман на самоубийство». Чем же террористы, называющие себя мусульманами, аргументируют свои террористические акты?

– Террористические акты, осуществляемые теми, кто называет себя мусульманами, не имеют никакого отношения к их верности Корану. Действительно, Коран отрицает самоубийство. Те, кто считает себя мусульманами, осуществляют свои самоубийственные акции, как заявляют их сторонники, не только потому, что считают это формой борьбы, но и потому, что через подобную смерть думают попасть в Рай. Мне представляется это превеликим заблуждением. Можно ли попасть в Рай, если ты убиваешь, причём сознательно, ни в чем неповинных женщин, детей, стариков?

– Почему, на Ваш взгляд, люди, получающие информацию из теле- и радиопрограмм, так легко верят словам ведущих, сообщающих, порой совершенно бездоказательно, что тот или иной террористический акт совершён мусульманами? Мы брали интервью у одного молодого человека, русского, который, слушая репортажи с войны в Чечне, задал себе вопрос: «Что такое этот Ислам? Не может же быть, чтобы одна из мировых религий была сплошь пронизана идеями экстремизма и терроризма?» Он начал читать книги, изучать Ислам и... стал мусульманином. Почему большинство людей не задаётся подобными вопросами?

– На это есть несколько причин. Первая, конечно, заключается в недостаточном знании сути Ислама. Вторая – недостаточное осуждение со стороны исламских государств и исламских деятелей тех террористических актов, которые осуществляются под знаменами Ислама. Естественно, я имею в виду необходимость осуждения и тех терактов, которые имеют место со стороны немусульманских сил, в частности, израильского руководства. Третья – большинство слушателей новостей и читателей газет и журналов – это те, кто находится под прессом впечатлений от террористических актов, в результате которых гибнут ни в чем неповинные люди.

– Одна из глав Вашей книги называется «Инкубатор терроризма». Где же он – «инкубатор» современного терроризма, что позволяет ему существовать, кому это выгодно?

– Инкубатором современного терроризма я называю ближневосточный конфликт. Действительно, большинство современных террористических актов осуществляется силами, которые в той или иной степени связаны с развитием этого конфликта, начиная от Бен Ладена и заканчивая еврейским убийцей премьер-министра Израиля Рабина.

– Конечно, взрывы самоубийц-одиночек, наверное, трудно предотвратить, но более-менее (прошу прощения, если такое определение покажется некорректным) крупные террористические акты, требующие серьёзной подготовки, – как их удается осуществить? С одной стороны, почти в каждой стране мира есть специальные разведывательные службы, с другой – если считается, что мы знаем, какие организации являются террористическими, то почему нельзя остановить или заблокировать какие-то их действия?

– Дело в том, что сегодня международный терроризм выступает, главным образом, в обличии самодостаточной, самофинансируемой организации, не связанной с каким-либо государством. Так, «Аль-Каида» имеет разветвлённую сеть во многих странах и по своему характеру является замкнутой. В неё очень трудно проникнуть спецслужбам. Гораздо легче было бороться с террористическими организациями, когда они были связаны с правительствами различных стран и подпитывались ими. И, следовательно, расширялся круг лиц, через которых можно было отслеживать их деятельность и бороться с ними.

– Какие международные организации или отдельные личности, на Ваш взгляд, могли бы сегодня реально противостоять терроризму, чей авторитет мог бы оказать воздействие на террористические организации?

– Я думаю, что главное в настоящее время заключается в том, чтобы сами государства с мусульманским населением и мусульманские организации выступили бы в первых рядах борьбы с международным терроризмом. Это самое важное, что может, на мой взгляд, резко ослабить позиции тех, кто ведёт к опаснейшему разделу мира по цивилизационно-религиозному признаку.

– У Вас есть такие строчки:

Давлю в себе раба,

Работаю в три смены,

Но прежним остаюсь

В поступках и делах.

Быть может, наперед

Запрограммировали гены

До самого конца жить в кандалах?..

Что значит быть свободным человеком?

– Свободный человек – это тот, который сам выбирает свой путь, в частности, самостоятельно решает, быть ли ему верующим, какую религию выбрать или оставаться атеистом. Вместе с тем, хотел бы подчеркнуть, что во всех религиях Бог один.