Интервью муфтия Татарстана о современных реалиях

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Мы поговорили с ним о том, как живут современные мусульмане Татарстана, с какими трудностями им приходится сталкиваться и о том, как преодолеть такие болезни современного общества, как ксенофобия, шовинизм и национализм.

- Камиль-хазрат, как начинался Ваш путь духовного становления в Исламе?

- Я с детства тянулся к религии, хотел больше узнать об исламе, поэтому с самых ранних лет начал посещать мечеть. Затем, с целью повышения знаний я обучался в Северо-Кавказском исламском университете в Махачкале, после чего учился на Коран-хафиза в Турции и затем окончил наш Российский исламский университет в Казани.

- С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на пути возрождения духовно-нравственных ценностей татарского народа?

- Наши татарские богословы оставили нам огромное наследие в виде различных трудов, известное количество которых насчитывает 30 тысяч. Представьте себе, если мы их все переиздадим на современный татарский язык и переведём на русский? Ведь это уникальные работы по различным исламским наукам. Но чтобы всё это восстановить, необходимы время и финансовые средства. Для этих целей мы специально создали издательский дом «Хузур» и планомерно, хвала Всевышнему, мы движемся к цели. Ведь познавая богатое наследство наших богословов, мы, тем самым, возрождаем наши традиции, историю и вносим вклад в развитие исламской культуры.

Для этих целей также нами была создана электронная библиотека «Darul-Kutub», которая является уникальным нашим проектом. На сегодняшний день общее количество размещенных книг достигает 406 наименований. Многие из них многотомные издания. На данный момент в электронной библиотеке размещены уже 145 трудов татарских богословов.

- Камиль-хазрат, мусульманская умма планеты переживает непростые времена. Именно сейчас, как никогда мусульмане должны быть терпимее, тактичнее, сплоченнее. Как же нам договориться и жить мирно, обмениваясь опытом и приводя слова в действия?

- Всевышний Аллах создал нас различными народами, у нас разные взгляды, традиции и культуры, но нас всех объединяет религия. Да, действительно, сегодня не простые времена для мусульманской уммы. На мой взгляд, чтобы решать наши общие проблемы, необходимо чаще собираться известным мусульманским учёным разных стран за одним столом, проводить международные конференции и вырабатывать общие фетвы в этом меняющимся мире. Необходимо расширять форматы встреч мусульманских ученых с мировым именем.

- Каков на сегодняшний день формат межрелигиозного и межконфессионального диалога? Какова его динамика?

- Вы знаете, в каждом регионе по-разному. Я могу лишь судить о ситуации, складывающейся в Татарстане. На сегодняшний день в республике мы имеем уникальную модель сосуществования различных конфессий. Совместно с Казанской Епархией проводим различные мероприятия, между нами подписано соглашение о сотрудничестве в социальной и молодёжной сферах. Практически на всех республиканских мероприятиях и праздниках я встречаюсь с руководителями всех традиционных конфессий, мы общаемся, обсуждаем совместные планы. Мы не говорим о том, что нас разобщает, мы говорим о том, что нас объединяет.

Но примечательными в наших общих взаимоотношениях в этом году с конфессиями, стала совместная деятельность с Казанской Епархией. У нас в Казани мусульманская и православная молодёжь посадили деревья и появившуюся аллею назвали «Аллеей дружбы». Также был организован межконфессиональный велокросс, который закончился флэш-мобом, когда сотня молодых ребят выстроилась в слово «Мир». И таких примеров сотрудничества я могу привести множество.

- Ксенофобия, шовинизм и национализм – болезни российского общества. Каким образом мусульмане могут помочь решить эти проблемы?

- В большей степени здесь зависит от самих держателей веры. Если человек будет поступать согласно этике ислама, где право другого человека ставится превыше всего, а за благой нрав ему положена награда, если он осознает это и будет уважителен в отношениях с другими, то такие понятия как ксенофобия, шовинизм и национализм не будут присутствовать в обществе. Надо объяснять, что не стоит бояться последователей ислама, но это тяжело сделать пока одна прослойка мусульман делает одно, а другая склоняется в противоположную сторону. Но давайте начнём с себя, давайте показывать ислам с лучшей стороны и нас не будут бояться. Что же касается национального вопроса, то здесь очень тонкая грань. Обществу надо осознать и выработать такие идеи, чтобы нас они объединяли. Ведь  в нашей стране проживает много национальностей с различными культурами. Надо познавать друг друга, ведь Всевышний нас создал для того, чтобы мы узнавали друг о друге, учились лучшему друг у друга, перенимали знания. Во-многом, здесь значима роль государства и её выстроенная национальная политика.

- Камиль-хазрат, Вы бываете во многих исламских странах, встречаетесь с их лидерами, простыми людьми. Чем принципиально отличается российская мусульманская умма?

- Вы знаете, после долгих лет правления атеистической идеологии наше общество очень медленно возвращается к своим религиозным истокам и традициям. Поэтому у нас до сих пор идут процессы возрождения ислама, своих традиций. Когда я посещаю другие страны, я всегда говорю, что мусульмане в России – коренные её жители и у нас богатая мусульманская культура. А когда они узнают численность мусульман в России, удивляются, что нас так много.

Всем необходимо понять, что у нас непростая история и свои традиции, которые складывались на протяжении многих веков. Наши предки всеми силами старались сохранить и передать религию нам в ее первозданном, не испорченном виде, и мы сегодня, хвала Всевышнему, имеем все возможности её исповедовать и прав у нас даже больше, чем в некоторых мусульманских странах.

- Не секрет, что в последние 15 лет наблюдается небывалая оттепель в духовной жизни российского общества в целом. Чего достигли мусульмане за эти годы и чего вы ждете ещё?

- Посмотрите, как сегодня у нас в стране развивается ислам. Возьмите регионы, где компактно проживают мусульмане – Татарстан, Башкортостан, на Кавказе… Вы увидите много примеров удивительно быстрого развития в этих регионах мусульманской инфраструктуры. К примеру, в Татарстане сегодня десять медресе, готовых принять на учебу студентов и не просто их обучать, а также предоставить им общежитие и кормить их три раза в день. В республике у нас 1430 мечетей, тогда как 25 лет назад их было меньше 30. Только в Казани сегодня около 70 мечетей, которые активно ведут социальную, пропагандистскую и просветительскую работу. И ведь им никто не мешает вести свою уставную деятельность. Также активно развивается халяль-индустрия, открываются специализированные магазины, которые не торгуют запрещенными исламом вещами.

- Чтобы вы пожелали российской мусульманской умме?

Не разделяться и быть едиными. Всевышний сказал: «Держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяйтесь». Если мы хотим, чтобы у нас было благоденствие Всевышнего – баракят, то мы должны быть едины, уметь договариваться и уважать мнение друг друга.

Огромное богословское наследие татар – неисчерпаемая кладезь знаний, необходимость изучать которых сегодня одна из самых главных задач ДУМ РТ, желаю мусульманской умме хранить и возрождать традиционный ислам. 

Беседовал гл. редактор сайта islam.ru

Мухаммад Хаджи-Мурат Раджабов