Интервью с муфтием ДНР

Уважаемый муфтий Ринат хазрат Айсин. Война фактически разделила православных и католиков Украины. Насколько она прошлась по мусульманской умме Украины? То есть, отразилась ли она на единстве мусульман Украины или всё-таки мусульмане сохранили его, несмотря на этот конфликт?

Хочу сказать, что, скорее, разделилась по политическим взглядам, а не по религиозным. У нас в государстве религия отделена от государства, поэтому думаю, что истинно верующий человек никогда не будет лезть в политику. А если же религиозные деятели влезли в политику, то это говорит об (степени) их религиозности, об их вере во Всевышнего. Скорее всего, это политика, разделение по политическим взглядам, а не по религиозным.

Мы видели, как на том же майдане православные и католические священники освящали противоборствующие стороны, порой даже выступали на одной из этих сторон. А как себя повели мусульмане в этом конфликте?

Я скажу так: обязанность любого священнослужителя – призывать к миру, а не к войне. Какой же ты священнослужитель, если ты не призываешь к миру?! Убил человека – будто убил всё человечество, спас одного человека от смерти – будто спас всё человечество. Разве стоят земные богатства, какая-то должность или какой-то пост человеческой жизни и тем более не одной, а тысяч человеческих жизней?! Конечно, не стоит. Поэтому эта война никому не понятна: ни с той стороны не понимают, за что и зачем воюют; ни с этой. Вроде бы возмущения справедливы. Власть до того уже обнаглела и очень было народу трудно жить, что даже некуда, и это справедливое возмущение потом подхватили политики, и получилось такое пролитие крови. Некоторым государственным деятелям я говорил, чтобы не допускали кровопролития, потому как если прольётся кровь, её невозможно будет остановить. Так вот и получилось.

Насколько мусульманам Украины в этом положении тяжело живётся, в той же Одесской области, откуда и Вы? Мы видели кадры, как какой-то снаряд попал в донецкую мечеть. А вообще насколько храмы мусульман подвержены атакам, как с той, так и с этой стороны? Страдают ли они в этом конфликте?

 Страдают не только мусульмане, страдают все от этой не нужной вообще войны. Никто не понимает смысла в этой войне. Воюют с этой стороны, с той стороны, никто не понимает, за что, а просто воюют, стреляют... Попали в мечеть, потому что основные боевые действия происходят в районе аэропорта, а мечеть находится в посёлке Октябрьский, это недалеко от аэропорта. Снаряды на днях тут недалеко от моего дома упали, взрыв был. Один Бог знает, куда упадёт снаряд. Гибнут мирные жители. Эту бессмысленную войну я призываю прекратить. Необходимо объединиться: и общественные деятели, и политики и священнослужители в едином порыве должны взяться за это и прекратить войну, братоубийственную войну. Воюют кто? В основном же представители Христианства воюют – православные и католики, и с той, и с другой стороны есть и русские, и украинцы. Аллах, сотворивший всё сущее, создал людей как венец творения. А определённая группа людей отошла в сторону и стала взывать к Аллаху. Тогда Аллах обратил на них внимание и говорит: «Чего вы хотите?!» Они ответили: «Мы хотим сохранить родственные связи». Тогда Аллах в ответ сказал: «Если вы будете сохранять родственные связи, вам предназначены Мои неисчислимые блага, а с тем человеком, кто будет рвать родственные связи, Я буду рвать». Русские и украинцы – это же родные братья, и белорусы, и украинцы.

Вопрос по поводу крымских татар, ибо всё-таки это наиболее представительная часть уммы мусульман Украины. Насколько крымским татарам в период после отделения Украины жилось плохо? Сейчас мы видим, что после присоединения Крыма к России большие блага посыпались со стороны РФ в отношении крымских татар, т. е. материальная помощь и т. д. Почему этот процесс стопорился на Украине?

Мы все знаем, что на Украине не до этого было, им не до крымских татар было. Люди, олигархи занимались просто обогащением, вот и всё. Никому дела не было до народа, ни до крымских татар, ни до украинцев, ни до русских. Политики занимались своими делами. Крымских татар, конечно, надо было реабилитировать, какую-то помощь оказать, выделить земли. Многострадальный народ крымских татар очень работящий. Когда их переселили в Узбекистан, они подняли там народное хозяйство. Точно так же в районах, где заселялись, они резко поднимали народное хозяйство. Это очень трудолюбивый, работящий народ. Основная часть крымско-татарского народа, конечно, хочет жить, как и все в мире, чтоб у них был дом, жильё своё, обучать детей, жить как все, стремиться к миру, добру.

В любом случае всякий конфликт заканчивается миром, всё равно необходимо к нему прийти. Какую лепту мусульмане Украины могут внести в нормализацию этого конфликта? Какую роль они могут сыграть, насколько к их голосу прислушаются, и насколько их голос значим для украинцев?

Я не могу сказать, насколько мы можем повлиять на этот процесс. Но со своей стороны мы стараемся не рвать отношения с Украиной, перезваниваемся и, в общем, сохраняем добрые отношения, не спорим и до абсурда не доводим ситуацию. Вы правильно говорите, что война рано или поздно закончится. Поэтому мы молим Аллаха, чтобы эта братоубийственная война закончилась скорее, и мы могли общаться и развивать отношения для того, чтобы не допускать больше таких катастрофических положений, которые сейчас на Украине.

А насколько у вас тесные связи с другими общинами, которые располагаются на Украине: с киевской, днепропетровской, одесской общинами?

Мусульманские общины на Украине раздроблены, и есть семь муфтиятов. Относительно днепропетровской общины скажу, что это хорошая община, здесь представители с Дагестана. Они построили мечеть, не допускают ни экстремизма, ни терроризма, ни каких-то новых учений. Они придерживаются традиционного Ислама, того Ислама, который довели до них отцы, деды и прадеды. И мы тоже хотим наладить тесные отношения и с Духовным управлением России, стремимся наладить отношения с дагестанским и чеченским муфтиятами. Мусульмане должны общаться, обогащаться духовно, посылать на учёбу, и, возможно, у нас откроется учебное заведение, и мы будем сотрудничать и делиться какой-то информацией, встречаться и завязывать дружеские отношения. В общем, мы, мусульмане, и наша задача заключается в том, что, живя на Украине, на многострадальной земле, мы стараемся не ссориться с представителями других религиозных конфессий, стараемся не нарушать законы, не даём повода, чтобы возникали какие-то межнациональные и межрелигиозные проблемы.

Скоро зима, гуманитарная катастрофа, как и чем живёт народ?

Скажу за себя: мне надо купить на зиму 5 тонн угля. Сейчас я не знаю, как его взять, потому что уголь подорожал, шахты затопленные и не работают. В общем, уголь подорожал в два раза, даже больше чем в два раза. Сейчас зима, нужна зимняя одежда, детям надо ходить в школу, и, конечно, питание и всё остальное, я даже не представляю, как народ будет жить. Одна надежда на Россию, на татарскую диаспору. Вот, я приехал сюда, встречался в татарском культурном центре с организацией, там как раз проводилось мероприятие в честь прошедшего Курбан-байрама, в общем, были гости и концерт. Мы общались, люди готовы помочь и одеждой, и питанием. А мы, в свою очередь, если помощь отправят в Духовное управление, будем помогать не только мусульманам татар, но и, конечно, будем делиться со всеми жителями.

Пожелания мусульманам России в свете происходящего на Украине?

Первое и основное, что я хочу пожелать: все мы, мусульмане, должны придерживаться того Ислама, который донесли до нас отцы и деды наши. Вот возьму конкретно татар: мы приняли Ислам у учеников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Ученики-сподвижники Пророка (мир ему и благословение), чьи имена известны, захоронены в Уфе, в 50 километрах от Уфы на горе Нарастай, в деревне, по-моему, тоже под названием Нарастай. На горе похоронены Зайд ибн Зубайр, Зубайр ибн Абдурахман. Мусульманские зарубежные богословы и учёные подтверждали, именно поимённо подтверждали, что эти люди являются учениками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Если мы приняли Ислам с первоисточника, зачем приходят к нам и учат нас люди, которые не знают, кто они такие, какие-то эмиссары? Я понимаю, допустим, если приехал человек, учёный-богослов с какого-то муфтията и учит, а то с общественных организаций приезжают, начинают обучать нас, мы же не знаем, кто они такие и какие технологии они нам тут внедряют. Поэтому хочу искренне пожелать придерживаться той религии, которую донесли до нас наши отцы, деды и прадеды, это основное, и чтобы мы были едины. Второе – «хубуль-ватан миналь-иман» – любовь к своему Отечеству исходит из веры человека. Если ты верующий в Бога человек, искренне верующий, то обязательно будешь любить своё Отечество и тогда ты не будешь вредить своему Отечеству.

Беседу вел: Ахмад Магомедов