Фярит Ляпин об Исламе в городе невест

Иваново. С чего все начиналось?!

– Фярит Усманович, как начиналась Ваша трудовая деятельность? Каким был Ваш путь духовного становления в Исламе?

– После окончания средней школы в селе Октябрьское Пензенской области три года служил в армии подводником, по окончании службы вернулся в Казань, устроился на моторостроительный завод, где проработал пару лет, параллельно учился в институте. После завершения учёбы, в 1977 году, был направлен в г. Иваново, мне сразу выделили двухкомнатную квартиру. Здесь у меня родились дети. Был номенклатурным работником, вступил в партию, так как моя должность утверждалась на бюро райкома. С началом перестройки оставил госработу и занялся кооперацией, моему решению многие тогда удивились.

– С какой же должности вы ушли?

– Главный инженер Строительного управления отделочных работ. Ну и потом, в 1993 году, во многих регионах России поднялось национальное движение. И осенью мы организовали Национально-культурную автономию татар и общественную организацию «Восток Шарек». Презентация состоялась в октябре. Был полный аншлаг. Мероприятие проходило в бывшем музыкальном театре, где присутствовали мэр и замгубернатора, представители СМИ. Концертная программа была очень хорошей. На презентации была озвучена программа работы нашей организации: что мы будем, иншааллах, работать с учебными структурами города, преподавать татарский язык. Я выступал именно от татар. А через 2 года возглавил вновь созданную мусульманскую религиозную организацию Ивановской области. Хотя она работала и до нас, но отдельно, и без особых успехов. Возглавил её я, их представители вошли в мой совет.

– Являясь номенклатурным работником, членом партии, как Вы относились к Исламу?

– Я всегда был связан с Исламом, так как мои родители ещё до революции получили хорошее исламское образование – окончили медресе. Мать преподавала основы религии и арабский язык. Отец закончил ещё 4 класса. Для тех лет  такая мусульманская семья считалась хорошо образованной. Отец знал арабский, фарси, татарский, турецкий, русский языки. То есть я воспитывался в Исламе.

– Но в советское время мечетей у вас не было?

– В селе было 5 мечетей, все они были разрушены, но религиозные праздники, ритуалы, маджлисы проводили. И даже живя в Иваново, мы не забывали про свои праздники, по возможности собирали людей. Тем более что в партию вступал не по идеологическим соображениям.

– Как происходило становление ивановской мусульманской общины?

– Сначала у нас не было помещения, мы собирались на квартире. Для проведения праздников, серьезных общегородских мероприятий арендовали и спорткомплексы. Через какое-то время открыли татарскую школу, сначала она размещалась всего лишь в нескольких комнатах. Первые два года работали при 32-й школе. Начали преподавать и арабский язык. Мухаммед Баширович Кашаев, заслуженный артист России, режиссёр, стал преподавать основы сценического мастерства. Затем открылись кружки вокала, рукоделия, хореографии. Вот такая воскресная школа образовалась под эгидой системы государственного образования.

Приходилось решать вопросы строительства мечети. При поддержке отошедшего уже в мир иной губернатора Адольфа Федоровича Лаптева и мэра города Сергея Вячеславовича Круглова была выделена земля, на которой сейчас стоит Соборная мечеть. Естественно, со становлением нашей религиозной организации проходило становление и меня, как религиозного руководителя в духовном плане.

– Когда было завершено строительство мечети?

– В 2003 году муфтий Равиль Гайнутдин приехал с официальным визитом, он и возглавил открытие мечети, на нём присутствовали губернатор, представитель Всемирного конгресса татар и другие официальные лица. В мечети организована школа изучения и чтения Корана наизусть, проводятся ифтары, на которые в месяц Рамазан до 500 человек собирается.

– Сложно ли Вам сегодня возглавлять, вести за собой мусульман?

– Знаете, всегда сложно работать и, естественно, возглавлять духовное управление, тем более в окружении более многочисленной православной культуры.

– А сколько, примерно, мусульман в Ивановской области?

– На сегодня у нас проживает около 70 тысяч мусульман. У нас всё спокойно, противодействия со стороны властей не ощущаем.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь на пути возрождения духовно-нравственных ценностей среди этнических мусульман?

– Действительно, в этом плане встречаются определённые трудности, потому что существуют некоторые недопонимания культурного и индивидуального характера. Я нормально к этому отношусь, так как думаю, что мы преодолеем эти проблемы. У нас даже создан совет по их преодолению. С его членами я согласовываю вопросы, а они проводят разъяснительную работу среди мусульман. Когда мы создавали татарскую воскресную школу в пригороде, то всех детей, воспитывающихся в мусульманской культуре, взяли под свою опеку. Это важно, потому что никаких этнических противоречий не должно быть, тем более что Ислам, в традиционном виде, никого не ущемляет, никого не оскорбляет. В технике совершения намаза, ритуальных услуг мы стараемся учитывать интересы всех.

– Уже более десяти лет в Иваново функционирует мечеть, которая объединяет не только татарский народ, но и представителей самых разных национальностей, исповедующих религию Единобожия. Как Вы считаете, какую роль играет мечеть в жизни ваших прихожан?

– Очень большую, потому что жизнь мусульман от рождения и до смерти связана с мечетью. Обращаются к нам даже приезжие из других стран, приходят к нам, оставляют вещи, а мы помогаем им обустроиться, даём координаты некоторых руководителей.

Мы занимаемся не только изучением основ Ислама, но и проводим обряды бракосочетания, похорон и др. Поэтому люди стараются приходить к нам. Особенно в Соборную мечеть в Иванове, так как она на сегодня здесь единственная.

– Чем живёт молодёжь в регионе?

– У нас очень много студентов-мусульман, они активно участвуют в работе и жизни нашего духовного управления, особенно в месяц Рамазан. Помогают организовывать различные мероприятия, ифтары. Они прекрасные организаторы-помощники. Могу привести пример. Когда здесь случилось ЧП (кто-то разрисовал стены), молодёжь помогла нам найти того, кто это сделал. Именно молодёжь, а не взрослые, она очень активная у нас. Я думаю, что если направим молодых в правильное русло, то они не будут заниматься ненужными делами. Это необходимо, потому что молодёжь – наше будущее, и многое зависит от работы с ней. Я требую и буду требовать, иншааллах, работу с молодёжью, серьёзную, углублённую.

– Каждый год Вы организовываете детский летний лагерь. Расскажите об этом подробнее: много ли желающих, чему дети там обучаются?

– Раньше мы организовывали выездные лагеря – большие, в отдельную смену. Выезжали порядка ста человек. Но, к сожалению, сейчас это всё прекратили ввиду отсутствия финансовых возможностей. В лагере мы проводили изучение основ Ислама. Прихожане с удовольствием нас слушали. Да и режим в лагере был не такой строгий. А сейчас лагерь организовали при школе №18 и при нашей мечети. Здесь тоже обучаем основам религии. Лагерная смена была завершена экзаменами, лучших наградили подарками, для детей устроили праздник.

– Недавно произошло переизбрание председателя Совета муфтиев России. Что Вы можете сказать о личности Равиля-хазрата Гайнутдина?

– Я знаю его давно. Мы познакомились в середине прошлого века. Нас познакомили на мероприятии в Москве, каком точно не помню. В дальнейшем мы вошли в структуру Духовного управления мусульман европейской части России. Равиль-хазрат внёс огромный вклад в развитие Ислама в России. Очень большое внимание он уделяет системе образования, старается, чтобы она развивалась. Два раза он приезжал с официальным визитом. На следующий год, иншааллах, мы планируем пригласить его в Ивановскую область. Я очень доволен его работой, его командой. И я, и моя команда выступали и голосовали за него, потому что он внёс большой вклад в развитие толерантности, межнациональных отношений среди мусульман. Также он не только религиозный деятель, но и хороший политик.

 

Беседовал гл. редактор сайта islam.ru

Мухаммад Хаджи-Мурат Раджабов