Религиозные аспекты вопросов, связанных с террором и экстремизмом

<--break->

Лишь малое знание уводит от Бога,

большое знание ведёт к Нему.

Френсис Бэкон (1561–1626)

                                                                                                                            Первый глоток из сосуда естествознания

порождает атеизм, но на дне сосуда

 нас ожидает Бог.

Вернер Гейзенберг (1901–1976)

 

Автором данной работы неслучайно были заимствованы эпиграфы статьи, опубликованной в журнале «Вопросы философии» ещё в 1999 году. Показательными являются названия работ подобного рода: «Синтез науки и религии», «Диалог между религиями». На протяжении более 12 лет религии отводится роль передатчика, способного комбинировать, синтезировать общенаучные направления с философскими выкладками разных исследователей. Сразу следует отметить, что работа, освещающая религию в позитивном направлении, ведётся.

Остаётся добавить некоторые детали в определении очевидной значимости религии в современной действительности, обусловленной чисто традиционными механизмами внутри того или иного общества. Наблюдения автора, попавшего в междисциплинарный балласт факультета истории и международных отношений и «родственного» факультета философии и социальных технологий, были сведены в конкретные выводы: когда речь идёт о частных интересах, исследователь непременно имеет дело с дроблением, расчленением на множество компонентов, открытым столкновением разнонаправленных векторов. Ценностные же ориентиры, будь то в культуре, в цивилизации, как в некой форме самобытности, ведут к монолитности, идеальной единичности.

С данной позиции институт религии видится автору передатчиком в диалоговом пространстве между самой философией и политологией.

Специфика религии заключается в интеграции необъятных возможностей предписаний, источников религиозного содержания, практики влиятельных адептов для мирного сосуществования всех без исключения людей.

Отрадно, что работа в данном направлении ведётся, появляются интернет-сайты, описывающие сами «признаки экстремизма». Продолжаются публикации на тему «Ислам о религиозном экстремизме». Даются определения экстремизма и ограничение этого понятия.

Так что же такое экстремизм, каковы его признаки и в чём он проявляется? С позиции, занятой исламскими представителями теологии, ответ звучит так:

«1. Упорство в своём мнении и непринятие мнений других людей.

Первый признак экстремизма – это слепой фанатизм в своём мнении, отвергающий признание других точек зрения; упорство человека в своих понятиях, не позволяющее ему видеть интересы окружающих, цели Шариата и условия современности. Такой человек не идёт на диалог с другими и не сопоставляет свои взгляды со взглядами окружающих, считая своё мнение абсолютно верным и истинным. Здесь мы порицаем субъект экстремизма, а не его мнения и взгляд, из-за которых он идёт на крайность. Мы против того, кто безоговорочно отрицает взгляды оппонентов и считает их заблудшими невеждами, распутниками и ослушниками, а себя считает идущим по пути Истины, будто бы он безгрешный пророк, а его слова – откровения свыше! Мы же знаем, что все учёные прошлого и настоящего согласны в том, что оспариваться может мнение любого человека, кроме Пророка (мир ему и благословение).

И этот слепой фанатизм мы считаем признаком экстремизма. Экстремист будто бы говорит тебе: «Я имею право говорить, а ты обязан слушать, я имею право руководить, а ты обязан подчиняться, моё мнение истинно и безошибочно, а твоё мнение ошибочно и не может быть истинным!» Фанатик не может повстречать на своём пути никого, потому что встреча возможна лишь посредине дороги, но он не знает и не признаёт середины. Он для людей как горизонт востока и запада, и если приближается к одним, то лишь настолько, насколько отдаляется от других.

Серьёзность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси и неуважения к религии, и подобный моральный терроризм хуже, чем терроризм физический.

2. Понуждение людей к тому, чего не требовал от них Аллах.

Человек может в некоторых случаях выбирать трудное во избежание греха и из богобоязненности, но не следует так поступать всегда, отвергая облегчения и привилегии, когда они необходимы. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не вызывайте неприязнь» и «Поистине, Аллах любит, когда пользуются Его разрешениями, так же, как не любит, когда Его ослушиваются».

Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает для вас лёгкости и не желает для вас тяжести» (сура «Аль-Бакара», аят 185). Также известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) из двух вариантов всегда выбирал более лёгкий, если это не было грехом.

3. Неуместное усложнение.

4. Нетерпимость и жёсткость.

Один из признаков экстремизма – нетерпимость во взаимоотношениях и непримиримость во взглядах, невежливая и грубая манера призыва, что противоречит указанию Аллаха Всевышнего и традициям Его Посланника (мир ему и благословение). Аллах Всевышний велит призывать к Нему с мудростью и не проявлять в призыве глупость и неосмотрительность, приказывает наставлять добрым словом, а не с грубостью и резкостью, и вести полемику культурным образом: «Призывай к пути Господа твоего с мудростью и добрым наставлением, веди спор разумно, используя логику и добрые слова» (сура «Ан-Нахль», аят 125).

Аллах описал Своего Посланника (мир ему и благословение) словами: «К вам, о люди, пришёл посланник из вас самих, которому тяжко и больно видеть, как вы грешите и будете страдать за это. Велико его желание наставить вас на путь истины. Он к верующим кроток и милосерден» (сура «Ат-Тавба», аят 128). Всевышний обращается к Своему Посланнику (мир ему и благословение), поясняя его связь со сподвижниками: «По милости Аллаха ты смягчился к ним, а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя» (сура «Алю Имран», аят 159).

Коран упоминает о жёсткости и непримиримости только в двух случаях:

I. Когда мусульмане находятся под притеснением со стороны иноверцев, то здесь неуместно проявление мягкости и сговорчивости по отношению к врагу, пока война не закончится. Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей твёрдости. И знайте, что Аллах – на стороне набожных» (сура «Ат-Тавба», аят 123).

II. Исполнительные органы государства при вынесении и исполнении наказаний по отношению к преступнику, который этого заслужил. То есть нельзя поддаваться чувствам и на этом основании отклоняться от исполнения закона.

5. Плохие помыслы о людях и подозрительность.

Ещё одно проявление экстремизма – подозрительное отношение к людям, представление их в чёрном свете с умалением их хороших сторон и преувеличением плохих. Экстремизм основывается на обвинении, а первопричина обвинения – наличие виновности. Однако презумпция невиновности признаётся всеми небесными и земными законами, то есть прежде, чем обвинять кого-либо, необходимо сначала доказать его вину, в то время как никто не должен доказывать, что он не верблюд. Человек считается чистым перед законом, пока не будет доказана его вина.

6. Обвинение в неверии.

Экстремизм достигает своего апогея, когда люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого уважения или милосердия к ним. Это случается, когда экстремисты обвиняют всех людей в выходе из Ислама и в неверии, или в изначальном отсутствии веры у них. Подобные убеждения выстраиваются в неприступную скалу фанатизма, когда их приверженец не способен понимать окружающих и ненавидит их.

Все подозрения, которые высказывают некоторые экстремисты, можно опровергнуть ясными текстами Корана и Сунны. От подобных идей умма (мусульманская община) избавилась в своё время, и вот эти смутьяны, к сожалению, пытаются опять вдохнуть в них жизнь».

 

Маргинальные слои общества, не задействованные в распределении сырьевых, нефтегазовых ресурсов, промышленных предприятий, и впредь сделают всё возможное для привлечения сил локального консервативного характера для расшатывания демократической целостности, фона общей морали и нравственности за счёт спекулятивных актов.

Весь вопрос заявленной темы сводится к тому, сумеют ли религиозные институты грамотно растолковать культурологические процессы в современном мире. Автором данной статьи осуществлено одно из первых критических осмыслений сущностных вопросов, связанных с культурным смыслом духовных практик в суфизме. Им с определённой долей уверенности заявлено, что вся арабо-мусульманская культура развивалась по нескольким взаимоисключающим моделям построения глобулярного мира. Материалистическая модель, находясь в русле захватничества, присвоения, отстаивания чьих-то личных интересов, ничего достойного созерцательного отношения к действительности представить не в состоянии.

Религиозная же догматика очень чувствительна к подобным актам, являясь скорее метафорическим гигантским трамплином в сторону синтеза, диалога, позитивного содействия, нежели шлагбаумом, преградами (что характерно для идеологии экстремизма) на пути созидательного либерального начала.

Мурат Бекбулатов




Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. – 1999. – № 2. – С. 142–153.

То же: Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Сознание и физическая реальность. – 1997. – Т. 2, № 2. – С. 1–14; Бестужев-Лада И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. – 2002. – № 4. – С. 60–67.

Бекбулатов М.Н. Культурный смысл духовных практик в суфизме. – Волгоград. – 2010.