Космическая сфера политических интересов

Неделя с 4 по 10 октября отмечается как Всемирная неделя космоса (World Space Week) согласно резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1999 года. Неделя призвана отметить вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека. А указанные даты связанны с такими событиями, как запуск в СССР первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и вступление в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Казалось бы – открыты новые возможности для изучения мира, установления связи, общего прогресса человечества. Но, как и многое другое, космос в скором времени стал объектом политической игры.

Эра освоения космоса началась недавно, но очень многое перевернула в мышлении людей. Понятия добра и зла, представления о жизни и смерти, принципы войны и мира – все они подверглись переработке.

Наконец, на повестку дня были вынесены вопросы о мирном и военном освоении космоса, о возможности ведения звёздных войн.

МКС на орбите Земли

Ракеты, станции, спутники – это не просто средства освоения космоса, а ещё и возможность политического регулирования земных проблем.

Космос, несмотря на все затраты по его освоению, даёт сильный толчок для развития науки. Так, по снимкам со станций и спутников можно определять наличие и запасы полезных ископаемых, управлять движением самолётов и кораблей; мобильная связь, Интернет тоже зачастую передаются через спутники. И всё же есть одно «но»… Те же самые спутники вполне способны следить за действиями государств, армий, даже отдельных людей. Согласно их данным можно точечно направлять ракеты и прочее оружие для уничтожения противника, вести войны с большим «информационным перевесом».

Космос сближает страны и континенты, способствует объединению народов, взаимообогащению культур, но может стать и серьёзным средством для выстраивания монополярного мира, средством диктовки «космической державой» условий для жизни других стран, средством военной агрессии.

В настоящее время реально существуют только три страны, которые могут претендовать на космическое лидерство: США, Россия и Китай

В настоящее время реально существуют только три страны, которые могут претендовать на космическое лидерство: США, Россия и Китай. Все остальные в той или иной степени зависят от них, используют их разработки и достижения, а значит – космически зависимы и вынуждены играть по чужим правилам.

Реальная политилизация и возможность милитаризации космоса привела к тому, что 160 стран-членов ООН подписали соглашение о запрете милитаризации космоса. Против была только одна страна – США, фактически именно то государство, которое в последнее время ведёт активную военную политику. Вашингтон оговорился, что подобного рода документы не нужны, поскольку на данный момент в космосе гонки вооружений нет. И тем не менее – неподписанное соглашение развязывает американцам руки.

Даже сейчас, при предполагаемом отсутствии специальных военизированных устройств в космосе, многие спутники вполне могут выполнять функции «двойного назначения». Так, приборы, проводящие геодезические исследования, могут быстро быть переориентированы для выполнения задач разведки, слежения, сбора информации военного характера.

Ещё в 2008 году Пентагон заявлял о начале разработок относительно возможности размещения ракет-перехватчиков в околоземной зоне

Ещё в 2008 году Пентагон заявлял о начале разработок относительно возможности размещения ракет-перехватчиков в околоземной зоне. Как оказалось, современная ПРО не способна полностью обезопасить США, особенно это относится к баллистическим ракетам с разделяющимися боеголовками.

А между тем развёртывание в космосе боевых противоракетных и противоспутниковых устройств будет только началом новой эры – гонки космических вооружений, в связи с чем может пострадать в первую очередь гражданская космическая зона.

«Новая космическая политика» США активно использует коммерческую составляющую, особенно это касается области давления на остальные страны. Предлагая свои разработки другим государствам по запредельным ценам, Вашингтон соответственно активно тормозит развитие космической промышленности в них. А значит – увеличивает их зависимость от своих программ.

«Новая космическая политика» США активно использует коммерческую составляющую

Новая американская космическая доктрина предусматривает такого рода «упорядоченное» давление на остальные государства в космической сфере, и это давление носит не столько экономический, сколько политический характер. И поскольку остановить масштабное освоение космического пространства уже практически невозможно, то Вашингтон явно намеревается его возглавить.

Равно как на освоение ядерных технологий, так и на освоение космоса США в одностороннем порядке приняли документ о том, что Вашингтон имеет право «ограничить доступ к использованию космических возможностей» странам, которые угрожают интересам Америки. А значит, военные конфликты за «свободное право освоения космоса» не за горами.

Не раз высказывались мнения, что Вашингтон использовал космические возможности для ареста Саддама Хусейна и убийств Бен Ладена и Муаммара Каддафи. Что направления ударов по Афганистану, Ираку, Ливии были просчитаны с помощью данных со спутников. Официальные представители Пентагона стараются опровергнуть данную информацию, но пока безуспешно: слишком много несостыковок в их словах и как-то неубедительны аргументы.

Наземные военные операции начинают планироваться и проводиться под прикрытием космических данных

Наземные военные операции начинают планироваться и проводиться под прикрытием космических данных – а значит, космос уже так или иначе втянут в политические игры, милитаризирован, используется как придаток большой военной машины. И это страшно.

Политические интриги недопустимы в космическом пространстве в первую очередь потому, что «угроза с неба» может оказаться фатальной не для отдельных наций и государств, а для всего человечества, всей Земли в целом. Выжить при гонке космических вооружений вряд ли кому удастся вообще. Ядерное оружие опасно, но космос, вооружённый атомом, опаснее в десятки раз.

О какой свободе гражданина и государства может идти речь, если в любой момент за ним может быть установлено слежение, против него может быть направлено оружие?

Разговоры потихоньку сводятся к вопросам о космической экспансии, использовании ресурсов Луны и ближайших планет

Антиутописты нередко показывают картины страшного будущего, когда ведётся тотальное наблюдение за каждым жителем планеты Земля и неугодные избирательно уничтожаются… Не напоминает ли это возможное будущее, к которому мир потихоньку скатывается? Более того, если подобный политический сценарий будет реализован – весь мир просто станет одной большой тюрьмой в руках нескольких десятков людей, контролирующих ситуацию и имеющих доступ к космическому вооружению. Мрачноватая картина, не правда ли?

А между тем разговоры потихоньку сводятся к вопросам о космической экспансии, использовании ресурсов Луны и ближайших планет. Однако это вряд ли достижимо на современном уровне развития. Слишком много нужно вложить в подобные исследования и разработки, у одного государства просто не хватит средств на осуществление данных проектов. Другое дело, если гонка космических вооружений будет остановлена, и на высвобождённые средства будут готовиться исследовательские экспедиции. Но подобное невозможно, поскольку мировые державы пока не способны договориться даже по земным проблемам, не говоря уже о космических.