Саудовский дрифт

Саудовская Аравия, являющаяся одним из главных союзников Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, постепенно начинает менять характер своих отношений с Вашингтоном. За последние два с половиной года произошло достаточное количество событий, благодаря которым удельный вес недовольства Эр-Рияда политикой Белого Дома на Ближнем Востоке достиг предела. Разногласия по ключевым вопросам региональной безопасности, разные подходы к решению основных проблем региона обусловили растущее недовольство Саудовской Аравии ближневосточной политикой США и положили начало новому этапу в отношениях этих двух стран.

События, произошедшие на Ближнем Востоке за последние два с половиной года, сыграли исключительную роль в регионе и оказали серьёзное влияние на весь остальной мир в целом. Изменения, инициированные, так называемой «Арабской весной», вызвали необратимые трансформационные процессы в регионе и во всей структуре международных отношений. Подъем радикальных сил и их приход к власти в ряде стран северной Африки; обострение социальных и экономических проблем в странах региона, вызванных революциями и гражданскими войнами; активизация террористических групп и сетей, спровоцированная иностранными интервенциями и хаосом, возникшим в результате свержения светских авторитарных режимов; обострение суннито-шиитского противостояния; неразрешённость палестино-израильского конфликта; иранская ядерная программа и новые форматы дипломатического взаимодействия великих держав – всё это лишь то немногое, что уже стало реальностью и оказывает влияние на всю архитектуру международных отношений в целом.

Роль саудовско-американских отношений в регионе важна по нескольким причинам. Во-первых, Саудовская Аравия является ближайшим арабским союзником США в регионе и основным поставщиком энергоносителей для Америки (хотя в последнее время США снижают свою зависимость от саудовской нефти). Во-вторых, Саудовская Аравия является региональной державой, которая оказывает серьезное влияние на «погоду» в регионе. В третьих, на фоне разворачивающегося суннито-шиитского противостояния Саудовская Аравия является основным оппонентом Ирана и своеобразным лидером арабского мира. В-четвёртых, отношения Вашингтона и Эр-Рияда важны в контексте палестино-израильского урегулирования. В-пятых, Саудовская Аравия, где официальной религией является ваххабизм, имеет рычаги влияния на радикальные группы региона, что очень важно в контексте увеличивающейся популярности этих групп.

Итак, 18 октября 2013 года Саудовская Аравия объявила об отказе занять место непостоянного члена Совета безопасности ООН, положенное ей по ротации. Свой беспрецедентный отказ от участия в работе Совета безопасности ООН Эр-Рияд объяснил тем, что это бессмысленно, так как СБ ООН «неспособен заканчивать войны и разрешать конфликты». На это в российском МИДе прокомментировали следующим образом: «Недоумение вызывает аргументация Королевства в обоснование своей позиции. Упрёки в адрес СБ ООН в контексте сирийского кризиса звучат особенно странно после того, как Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2118, формирующую правовые рамки для всеобъемлющего урегулирования конфликта в Сирии. Таким образом, своим решением Саудовская Аравия самоустранилась от коллективной работы в рамках Совета Безопасности ООН по поддержанию международного мира и безопасности».

По сообщениям прессы, после этого шага, глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан описал данный маневр как послание Соединенным Штатам, а не ООН. Далее принц Турки аль-Фейсал, бывший глава саудовской разведки в одном из интервью озвучил высокий уровень недовольства тем, как Американское правительство пытается решить сирийскую и палестинскую проблемы.

Началось недовольство саудовцев ближневосточной политикой Обамы с 2011 года, когда произошло первое столкновение позиций двух стран. Во время первых дней египетской революции, Эр-Рияд выразил крайнюю обеспокоенность в связи с тем, что Обама отказался «спасти» египетского президента Хосни Мубарака, бывшего верным союзником Вашингтона последние 30 лет. Продолжая в египетском контексте, летом 2013 года Саудовская Аравия была раздражена тем, что Обама не выразил полной поддержки египетским генералам, осуществившим, по сути, государственный переворот против избранного президента Мухаммеда Мурси и ещё более призывами американской администрации не запрещать партию Братьев-Мусульман. Далее последовала приостановка ежегодной финансовой помощи Египту и продажи военной техники.

Курс США на других фронтах ближневосточной политики лишь усугубил ситуацию. Пресловутая «красная линия» Обамы по отношению к сирийскому кризису (применение химического оружия) так и осталась лишь словами. Ожидаемая всеми «друзьями Сирии» ограниченная военная операция США против режима Башара Асада так и не была осуществлена и закончилась дипломатической сделкой США и России по разоружению сирийского химического потенциала. Этот факт ещё более «расстроил» Саудовскую Аравию. Затем, администрация Обамы вступила в переговоры с новоизбранным президентом Ирана Хасаном Рухани, что в перспективе может завершиться дипломатической сделкой и привести к ослаблению режима экономических санкций в отношении и Ирана, и тем самым усилить его позиции в регионе. Естественным образом, это не добавило оптимизма Эр-Рияду, главному арабскому оппоненту шиитского государства в регионе. Все это просматривается в разрезе суннито-шиитского противостояния в регионе, главным форпостом которого со стороны суннитов является Саудовская Аравия. Эр-Рияд расстроен тем фактом, что администрация Обамы не хочет ввязываться в очередную военную операцию в регионе и тем самым не способствует ослаблению шиитской оси Иран-Сирия-Ливан (Хизболла), что, естественным образом, увеличивает риски Саудовской Аравии и не способствует укреплению её влияния в регионе.

Таким образом, очевиден факт расхождения интересов ключевых союзников в регионе. Однако возникает вопрос, насколько Саудовская Аравия серьёзно намерена пересмотреть свои отношения с США? Насколько выгодно Эр-Рияду менять характер своего многолетнего союза с Вашингтоном? Здесь просматривается несколько моментов. Во-первых, военно-техническое сотрудничество двух стран. Саудовская армия и ВВС зависят от американских поставок вооружения, технической поддержки и обучения военного персонала. Существует потенциальная вероятность, что Саудовская Аравия может  переориентироваться на европейцев, в лице французов, на Россию или на Китай. Однако едва ли они смогут полностью заместить американскую военную помощь. С другой стороны, США существенно снизили свою зависимость от саудовской нефти, что ставит США в более выигрышное положение в этом конфликте сторон. Однако существует потенциальная вероятность переориентирования КСА на Китай, который так сильно нуждается в саудовских энергоресурсах. Данная перспектива не отвечает интересам США, поэтому, вряд ли Вашингтон допустит серьезные  изменения  отношений с Эр-Риядом. Обама уже поручил своему госсекретарю Джону Керри проанализировать саудовские «претензии» и найти приемлемое разрешение разногласий с учетом стратегического характера партнёрства между двумя странами.

Можно заключить, что Саудовская Аравия впервые четко озвучила свое недовольство ближневосточной политикой США, что заставляет нас признать новую складывающуюся архитектуру международных отношений на Ближнем Востоке. Перемены, начавшиеся с Арабских восстаний 2011 года, лишь только начинаются. Будем продолжать следить за из развитием.