Франция за геноцид армян

Франция удивила в очередной раз. Законотворцы этой своеобразной страны трудятся на грани политического эпатажа. Не успели умолкнуть дебаты по поводу очень странного закона, по которому регулировался внешний вид граждан (запрет на ношение никаба и ограничение хиджаба), как новоиспечённый закон регламентирует уже мысли людей.

Нижняя палата французского парламента приняла законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание факта геноцида армян в Османской империи во время Первой мировой войны. То есть, если кто-либо будет отрицать факт геноцида армян, ему будет грозить арест до одного года и штраф до 45 тысяч евро. Нельзя думать иначе, нельзя подвергать сомнению, можно только принять и не обсуждать.

Страна, первой в Европе провозгласившая свободу личности, ведёт себя как-то неадекватно относительно этой свободы. Что поделать, у французов своё видение этого вопроса, нам неведомое. И так как мы не граждане пятой республики, то тюрьма и штраф нам не грозят, если позволим себе немного-таки «подвергнуть сомнению геноцид армян Османской империей». Даже не то чтобы именно подвергнуть сомнению, а попытаться разобраться в истории столетней давности, которая до сих пор болью отдаётся в армянских сердцах, возмущает спокойствие турок и почему-то очень сильно волнует любвеобильных французов.

Многие знают о всемирноизвестном холокосте, о геноциде армян тоже кое-что слышали. Так, говорится, что в Первую мировую войну около миллиона армян были жестоко истреблены турками. И, в общем-то, больше этого люди обычно ничего не знают. Разве что вспомнят ещё о колодцах, набитых трупами безвинных жертв. В ужастики верили тогда и сейчас верят, но редко кто задаётся логичным вопросом: «А с чего это вдруг?», «За что и почему?»

Этими вопросами не лишне бы поинтересоваться тем, кто пишет на эту тему или принимает законы по этому поводу. И нам, мусульманам, хорошо знать историю никогда не помешает. По какой причине до этого никогда не замеченные ни в каких зверствах турки-сельджуки так озлобились на своих (!) граждан, что смогли сделать такое? Что скрывается за геноцидом армян, который так упорно отрицают в Турции? Не легче ли было Турецкой республике признать грехи своих предков и попросить прощения перед армянами? Германия, извинившаяся перед евреями, живёт же и процветает! Но Турция об извинениях и слышать не хочет, более того – готова разорвать дипломатические отношения с одной из уважаемых мировых держав за вышеназванный законопроект.

Всегда удивляет, когда в обсуждении проблемы во внимание принимается версия только одной из сторон. Значит, картина наверняка будет однобокой, выгодной одной и, соответственно, ущербной для другой стороны. Все, кто знает об этом событии, уверены в виновности турок, безвинности армян. Со слов самих армян. Туркам слово не даётся.

Со слов некоторых историков и исследователей, Османская империя во время Первой мировой войны подвергла геноциду и высылке армян по причине ненависти к ним. Те же исследователи насчитывают от одного до полутора миллиона жертв этой репрессии. В Армении и в других странах, где есть армянская диаспора, действует много организаций и движений, стремящихся восстановить историческую справедливость, требуя от Турции признания геноцида и, конечно, выплаты компенсаций. Радикально настроенные члены этих организаций выдвигают лозунг «Никогда не забыть, никогда не простить». Их задача – по мере сил наказать Турцию.

Помимо Турции и Армении в этот сложный вопрос то и дело вмешиваются третьи страны, накаляя и так сложную ситуацию. Представители этих и других стран не так однозначны в своих оценках произошедших событий. В Турции есть немало тех, кто предлагает признать геноцид армян, а в Армении есть отрицающие резню. Некоторые известные французские историки выражают обеспокоенность по поводу тенденции правительства через новые законы поддерживать официальное видение истории.

Французский учёный Пьер Нора так сказал в связи с этим: «Я выступаю в защиту коллективной истории. Если мы поднимемся до всеобщего сознания, то нам придётся осудить американцев за индейцев, китайцев – за тибетцев, тех же французов – за алжирцев и руандцев и так далее, и так далее. Вся история – это преступление против человечности».

Но Турция не прячется за общими фразами и шаблонами типа: «Не мы одни такие, все крупные державы в своей истории прошли через уничтожение слабых, завоёвывая народы или подчиняя их своей власти». Нет, турки пытаются объяснить ситуацию, рассказать свою версию случившегося. Их не слышат, не хотят слышать. А право подвергать сомнению, выдвигать альтернативу, быть несогласным отныне, например, во Франции – уголовно наказуемое деяние.

Так вот, те, кто интересуется событиями начала XX века в северо-восточной части Османской империи, информацию по этому поводу найдут с большим трудом, несмотря на возможности современного Интернета. Турецкая сторона говорит о ситуации войны, когда взрослое мужское население мобилизовано и находится на передовой. Остальное население, как и наши соотечественники  во время Отечественной войны 1941–1945-годов, трудится ради победы. Дети, женщины и старики заняли место мужчин, обеспечивают фронт всем необходимым, терпят лишения и невзгоды.

Война отбирает всё лучшее, требует новых и новых жертв. Народ измотан физически и морально, неизвестно чем закончится многолетнее кровопролитие: враг силён, и не дай Бог упустить из рук победу. Турция за свою историю часто вела войны, но тем не менее это не цель и не стремление турок, более того: этот народ, как и любой другой, желает жить в мире, работать, ни с кем не воевать. И в этот раз остаться в стороне от великих событий мировой войны Великолепной Порте не было суждено. Народу могучей империи хоть и не приходилось сладко, но всё же он был лишён трагизма непосредственной войны, потерь и смерти.

Однако в некоторых провинциях Османской империи местное население сполна хлебнуло ужасов похуже, чем на передовой, пострашнее, чем от врагов. Страшно, когда вчерашние соседи, с которыми росли, делили радость и горе, сегодня приходят в твой дом и убивают твою семью. Историки причиной геноцида армян называют ненависть. Но забывают указать причины этой ненависти.

Во время войны в исламской державе с внешним врагом обязаны воевать мусульмане, а последователи других религий имеют право за особый налог со взрослых мужчин (джизья) не нести воинскую обязанность. И этой льготой, а не бременем, в Османской империи широко и всегда пользовались армяне, греки, ассирийцы, езиды и другие немусульмане. В Шариате их называют «зимий»: иноверцы под защитой правоверных. Во время очередной войны турки и курды воюют, немусульмане сидят дома. А армяне, почувствовав шаткость положения империи, гражданами которой являются, решаются помочь своим единоверцам – христианской России, ведущей войну с османами.

Так, во многих вилайетах, где компактно жили армяне, создаются отряды, которые начинают вести карательную кампанию против мирного турецкого населения. Фактически став пятой колонной, эти боевики вырезали целые сёла, грабили и убивали, чинили зверства, которые не позволяла себе регулярная армия врага. Империя была в шоке. В такой трудный час – и такой неслыханный, подлый удар в спину!

Для решения проблемы Оттоманской империи приходится снимать с фронта боевые части. Солдаты, воевавшие с обычным врагом, ничего перед глазами не видят, преследуя тех, кто подло расправился с их семьями. Смыслом их жизни стало покарать предателей, воздать им страшную кару. И, судя по всему, им удалось это сделать с лихвой. Да так, что события тех лет у кое-кого стали синонимом страшного судилища и тяжёлого наказания.

Армяне хорошо помнят последствия той резни. Но и турки не хотят забывать истоки и причины их возмездия. Они считают кару, постигшую армян, справедливым наказанием. Как бы то ни было, всё-таки объективности ради историкам следовало бы исследовать причины такого поведения обоих участников того конфликта, а не прикрываться ничего не объясняющими словосочетаниями о «восстании армян», «мятежах немусульманского населения».

Берясь за перо, мы не преследовали цели оправдать братьев по вере, как не хотелии «насолить» французским политикам, пойдя против их «законов». И армяне для нас не враги, они наши соседи. А согласно хадису, «Соседа надо уважать, как родную мать» (передал Ибн Аби Дунья). Мы просто попытались объяснить, что нет монополии на правду ни у кого. И не бывает народов-злодеев, беспричинно вырезающих всех вокруг себя.

А Франция, первой в новой истории поднявшая флаг свободы, первой же его и топчет.