Тимур Пулатов: Ислам наполнил мою душу на всю жизнь!

Тимур-хаджи Пулатов - один из известнейших прозаиков бывшего СССР, народный писатель Узбекистана и Таджикистана. В 1991 году избран первым секретарем Правления Союза писателей СССР, затем Т. Пулатов в течение нескольких лет возглавлял Международный союз писательских союзов. Автор ряда сценариев художественных фильмов, работал главным редактором киностудии "Узбекфильм". Романы, повести, рассказы Пулатова переведены на арабский, урду, персидский, хинди, английский и другие языки, изданы во многих странах мира. Тимур-хаджи, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг Ислама за рубежом и в России, в той связи, что в мире развёрнута широкая антиисламская пропаганда и давление на мусульман? Использовать религию для достижения каких-либо корыстных целей правители и их приспешники пытались на протяжении многих веков. События 11 сентября 2001 лишь подстегнули антиисламскую пропаганду на новый уровень. Берлускони, итальянский премьер, в стране которого проживает большая община последователей Ислама, заявил, что мусульманам надо учиться у Запада новым технологиям, прогрессу и образу жизни. Тем самым, он фактически оскорбил миллионы мусульман, навязывая им ощущение людей «второго сорта». Если исламофобия имеет место даже у руководителей государств, что уж говорить о каких-нибудь учёных и продажных журналистах!?. У последних есть хозяева, которые щедро финансируют антиисламскую кампанию. Сейчас многие положения Ислама сознательно извращены, поставлены с ног на голову. Например, термин «шахид», обозначающий мученика за веру, шахид - никакой не террорист. А у нас слово «шахид» применяется в СМИ в смысле «террорист», носящий пресловутый пояс и представляющий собой угрозу. Подмена понятий, в частности, применяется по отношению к палестинцам, носителям Ислама, которые на Ближнем Востоке на протяжении более 50 лет ведут борьбу за право выжить и вернутся на родные земли. Все это рассчитано на неподготовленных людей, которые не знают ни христианскую, ни тем более мусульманскую религию. В последние годы я с удивлением и огорчением читаю отечественную прессу. Федеральные издания в издевательском духе пишут об Исламе, дают кричащие провокационные заголовки, обыгрывают святое имя Всевышнего Аллаха в негативном смысле. Это чревато очень серьёзными последствиями. Неужели наши власти и общественность не понимают, что таким образом провоцируется столкновение между религиями, цивилизациями, образами жизни и исконными представлениями христиан о своей вере, языке и исконными представлениями исламского мира о своей духовной сущности, своём предназначении, своём стремлении быть уникальным, не похожим на носителей других религий? Доморощенные борцы с мусульманской религией не понимают, что не будь Ислама, мир, все человечество духовно обеднеет, оскудеет. Это гибельный путь. Не является открытием, что Буш бросил всю военную мощь на Ирак из-за энергетических, нефтяных потребностей США. На головы мусульманских детей и безвинных женщин Афганистана они сбросили тысячи тонн напалма с целью проложить газопровод или нефтепровод. Для современной меркантильной цивилизации духовное начало ничего не значит, ей нужно выжить, ей нужна вода, уголь, золото. Ей движут только эти устремления, которые, кстати, в исламском мире, в Коране, осуждаются. Возвращаясь к отечественной прессе. На наш взгляд, манифестом исламофобов, использующих русский язык, явилась серия публикаций в «Известиях»… Да, я был даже шокирован, когда услышал передачу по радио «Свобода», где комментатор и двое приглашённых обсуждали статью в «Известиях» Олега Осетинского. Но интересно, что даже в студии «Свободы» один из приглашённых, немусульманин, отметил то, что последователи Ислама проявили благородство и подали в суд на газету, а не пошли громить что-то. Эта оголтелая борьба, как два рукава одной реки. Один рукав, более мощный, направлен против Ислама, другой – против Православия, т.е. против той религии, которую исповедует русский народ. Восточных людей постоянно обвиняют в горячности. Но интересно отметить, как повели себя православные, когда в фонде Сахарова совсем недавно устроили выставку под названием «Осторожно, религия». Как это можно расценить? Можно сказать: «Осторожно, СПИД», «Осторожно, наркотики». Насколько я слышал от людей, которые посещали эту выставку, там были просто оскорбительные картины, издевательские муляжи по отношению к Православию. Это вызвало гнев. Православные пришли и разгромили данную выставку. В этом смысле мне приятно, что мои единоверцы, проявив терпение, подали в суд на законных основаниях и хотят защитить свои конституционные права. Слава Аллаху, никто не идёт с криками к дому Осетинского или на площадь, где находится редакция газеты «Известия». Вот еще случай, оскорбительный для православных, который буквально недавно имел место. В Малом театре прошла постановка балета некоего француза албанского происхождения под названием «Благовещение». Смысл этой постановки в том, что главные танцующие объекты – это архангел Гавриил, по-нашему Джабраиль, Дева Мария – Марьям. Обоих играют особы женского пола. Возмутило это людей не только у нас. Оказывается в Америке, в католических странах эта трактовка воспринимается как пропаганда однополой любви. Таким образом, разрушается нравственность народа, будь то православного или мусульманского. Или вот вышедшая в этом году книга «Аллах не любит Америку» под редакцией Адама Парфрея. (Сразу ясна направленность этого человека). Здесь в ужасном гротескном виде поданы палестинцы, которые воюют за своё государство, и вообще Ислам. Там даже говорится, что «мы вероятно должны задаться вопросом, является ли Святой Коран гласом, призывающим к умеренности, или инструкции для экстремиста»? Таким образом, напрямую ставится вопрос, не является ли Священная Книга инструкцией для экстремиста, т.е. как надо закладывать бомбы, как начинять их гвоздями и гайками. Вот, до какого абсурда дошло. А люди, к сожалению, у нас усталые, разочарованные жизнью, в большинстве бедные, даже не удосужатся вникнуть в смысл написанного такими, как Парфей, и съедят. Всё это делается псевдоинтеллигенцией, псевдовостоковедами. Нередко они прикрывают ненависть к Исламу искусством, мол, это творчество. Вы, как писатель, что думаете об этом? Да, в оправдании исламофобии иногда нам говорят, что, мол, художник, поэт, писатель имеет право на свой особый взгляд, который может с общественным мнением не сходиться, что этим он, дескать, оригинален, этим он гениален. Вот он архангела Гавриила и изображает в сексуальном танце. Это, что оригинальный взгляд балетмейстера? Данная культивируемая на Западе теория идёт от богоборческого философа Фринриха Ницше, который отрицал все религии и воспевал так называемого богочеловека, сверхчеловека. Художник, по их мнению, – это сверхчеловек. Он создаёт свой мир, как Бог, у Которого Свой взгляд на планеты, на людей, на животных. Так и художник, якобы с Самим Аллахом конкурирует по построению мира, Вселенной. Но так называемые интеллигенты, не понимают, что идея сверхчеловека, которая была в конечном итоге взята на вооружение Гитлером, в итоге по ним же и ударит. Помните, лозунги лидера нацистов «нация-сверхчеловек», «мы должны завевать мир»? Видите, куда эти игры ведут. И вот те, которые играют в эти игры – «мол, каждый художник имеет свой взгляд»… «он может свой мир построить независимо от хода действительности или человеческой истории» - они сами же себе роют могилу, появись новому Гитлеру или Сталину. Сейчас все человечество и каждый его представитель в отдельности постоянно упираются в тупик лбом. Они не понимают последствий своих деяний, своей жизни, чем это потом обернется. Все это ведет к каждодневным суетливым барахтаниям, а в итоге потом вдруг оказывается, что тебя привели к тупику, когда ты уже восклицаешь: «О, Господи! – как это я здесь оказался»? Нельзя ли подробнее о ситуации в России, в чем Вы видите выход? Обратите внимание, те, кто сейчас выступает против Ислама в прессе, по ТВ, зачастую стравливают православных и мусульман. Для чего? Для того, чтобы отвести от себя свои грехи, недовольство простых, нищих людей, чтобы на них не указывали пальцем - «а вон сатана, где сидит, который указывает, как надо действовать». Это очень хитрая, тонкая и многолетняя политика. Если же, не дай Аллах, появится недопонимание между православными и мусульманами в России, это будет означать конец государству. Те, кто натравляет православных и других коренных жителей России, безбожники, отдавшиеся «золотому тельцу». Нам надо понять, что и православные, и мусульмане одинаково трудятся, одинаково страдают от невзгод. Я, например, не вижу в России мусульманских миллиардеров, олигархов, да и среди православных их нет. Необходимо с православными находить все больше точек соприкосновения в плане сотрудничества. Мы должны обрести в них своих сотоварищей, потому что исторически Россия всегда была православно-мусульманской страной. Почему на ваш взгляд некоторые так называемые ученые из числа этнических мусульман ввязались в антиисламскую борьбу? Что движет ими? Многие считают их настоящими оборотнями. Вы, наверное, имеете ввиду Алима Гафурова, «отрапортовавшего» вслед за Осетинским в «Известиях». Не стоит употреблять к подобным лицам термин «этнические мусульмане». У них только мусульманские имена и фамилии, но… Гафуров сам себя очень точно охарактеризовал, как "сына мусульманских родителей". Одни называют статьи О. Осетинского пародией, другие антиутопией. Пусть будет - опус Олега Осетинского. Меня Осетинский, честно говоря, не сильно поразил. Это типично советско-большевистский взгляд, типа, надо все разрушать, в каждом видеть врага, надо натравлять. Он чуть ли не призывает к мировой войне с Исламом. А вот позиция Гафурова – востоковеда, которому уже, наверное, восьмой десяток идет, всю жизнь поедавшего востоковедческие хлеба в институте, этим, как говорится, кормившегося, меня, удивляет. Востоковед утверждает, что мусульманская цивилизация ничего не дала миру (!), что она как какой-то монстр, который постоянно вредит человечеству и только и ждет момента, чтобы создать мировую мафию в виде «халифата». Ну, как же так? Если он востоковед, я могу напомнить ему некоторые труды ученых. Например, еще в советское время академик Бабаджан Гафуров – поистине великий востоковед, автор замечательного научного труда «Таджики», директор Института востоковедения в Москве, того самого, где вот этот Алим Гафуров сейчас пребывает, - издал собрание сочинений Бартольда. Неужели Алим Гафуров не знает и не слышал о таком величайшем востоковеде, который описал Среднюю Азию до монгольского нашествия, до Ислама, во время Ислама, описал весь арабский мир. Говорить, что Бартольд высоко оценивает исламскую цивилизацию, это все равно, сказать, что после захода солнца обязательно наступит ночь. Другой востоковед - Бертельс, который жил в Ленинграде. Еще в советское время он написал прекрасную книгу «Суфизм и суфийская литература». Он оставил после себя блестящую школу востоковедения, я не знаю, к счастью или к сожалению, этот Гафуров не входит и не входил туда. И, наконец, любой востоковед, не может не знать о книге Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Там описана мусульманская цивилизация – образ жизни, отношение к женщинам, к музыке, литература, прекрасные памятники, все это собрано в этой книге. Неужели она мимо Гафурова прошла? Как можно говорить, что Ислам ничего не дал миру! Это же абсурд. Русские, например, прославились в сфере романа – Толстой, Достоевский, Булгаков. Немцы, австрийцы в музыке – Моцарт, Бетховен. Каждый народ выражает свою сущность, свой эпический дух в одном или двух проявлениях искусства, он не может все искусства охватить и везде быть гениальными. Итальянцы в опере, певцы, композиторы… Американцы не знаю… в голливудских фильмах? Но вряд ли это искусство. А мусульмане Средней Азии, о дикости которых говорит Гафуров, выразили свой дух в прекрасных творениях архитектуры. Взять, к примеру, Джума-мечеть «Калян» 12 века в Бухаре. Когда бродишь по ее дворам, проникаешься эпическим духом исламских зодчих - читаешь это творение как величественный «роман в форме камня», «каменный роман». Я все время апеллирую к тем временем, когда Гафуров был молодым, полным сил. Как же можно, не опираясь на этих ученых, делать такие заявления. Ведь даже его духовный отец Маркс, а, по-моему, Алим Гафуров был коммунистом, насколько я понял по передаче, сказал, что Ислам оказал огромное влияние на европейскую цивилизацию. Я думаю, что те, кого принимали в КПСС, должны были это то хотя бы знать. По логике Гафурова, получается, что, извините, вот я востоковед, а восточная религия, исламская культура – они ничего не дали миру. Ну а тогда, чего ж ты там сидел? Чего ж ты делал в своем институте, если Ислам ничего не дал миру? Тогда тебе надо было заняться другим делом! Люди, подобные А. Гафурову, по-своему несчастны. Время тяжелое, может быть, сказывается возраст, вероятно, они боятся, что их отправят куда-то подальше. И вот самое время – нет, чтобы достойно отойти в сторону и читать книги, которые ты не прочитал за свою жизнь. Не знаю, дойдет ли это до Гафурова? Если он помнит родные места, наших стариков, какой достойный образ жизни они ведут, думают о конце своей жизни, не боятся, но готовятся к переходу в Вечность. Такой человек никогда вреда не сделает, он всегда говорит – не надо враждовать, не надо волноваться. Это достойная мусульманская старость. А сколько злобных стариков я видел за свою жизнь, особенно, там, где нет Ислама. Гафуров, наверное, заразился злобностью своего круга. Лекарство от нее - вера. Почему Вы лично решили поддержать иск против «Известий»? Меня это задело как человека и как литератора. Газета называет опус Осетинского памфлетом, хотя тут надо еще разбираться с жанром. «Известия» прямо указали, что статья провокационная. Обратите внимание, там есть слово: «провокационная». Значит, газета заведомо шла на провокацию. На мой взгляд, необходимо достойно ответить. Настоящий мусульманин всегда достойный человек, он должен спокойно, с мудростью отреагировать на вызов, на провакацию. «Известия» настаивает, что иск не имеет основания, т.к. имя истца в статьях не упомянуто. Это чистой воды демагогия. Истец защищает веру свою, защищает Ислам. Он верит в то, чему учит мусульманская религия, верит в Коран, верит в Судный День. Поэтому, защищая свою веру, он защищает свой внутренний мир, право быть человеком, мусульманином. До революции искусство мусульманских народов было практически все так или иначе сопряжено с Исламом. Как Вы считаете, возможно ли возрождение искусства мусульманских народов сегодня на основе Ислама? Есть ли перспективы у исламского кино, музыки, театра? Величайшая поэзия была рождена Исламом. Тут можно привести множество имен: от Омара Хаяма, Рудаки, Хафиза и Саади до имама Хомейни, который, кстати, писал неплохие стихи, суфийские, о любви к Богу, к Истине. Великой исламской поэзии тысячи лет. Эту традицию невозможно прервать. Сейчас в 21 веке должна возродиться исламская проза. У нас же на виду глубокие характеры, великолепные примеры отношения к людям. Есть много о чем писать, например, исламская семья, почитание старших, добрые слова. Это не может не тронуть людей. Музыка. Тут можно привести в пример современные иранские мелодии. Также можно вспомнить современное иранское кино. У них есть ряд талантливых режиссеров. Исламское кино начало развиваться в Турции. Касаясь России, скажу: в нашей стране основная беда в том, что нет основ духовной жизни, ни православной, ни исламской. Жизнь не устоявшаяся, смутная. А крупные произведения рождаются в спокойные времена, когда художник отстраняется от времени. Поэтому сейчас появились во множестве авторы детективных романов, низкопробных сочинений, маринины и сорокины. Отчасти этот процесс подстегивается намеренно с целью разрушить традиционную православную и исламскую культуру. Как Вы думаете, есть ли какие-либо перспективы понимания Ислама со стороны людей творческих, интеллектуалов? Я думаю, что исламофобия - это временно. Жизнь должна устояться. Сменятся поколения. Со временем естественно интеллигенция повернется к Исламу, как к духовному источнику вдохновения. В чем Вы видите опасность для мусульман? Основная угроза исходит от нашего безразличия и неспособности к объединению. Многие просто не понимают, что происходит. Выдающиеся дореволюционные богословы говорили, что необходимо выработать адекватный ответ на вызовы современности, и предупреждали, что нельзя сводить Ислам исключительно к выполнению ритуалов. Ислам – это всесторонняя духовная система. Во многом, именно узость мышления явилось причиной того, почему мусульмане быстро сдались натиску безбожников в начале 20- го века. Тогда нужно было ответить на вызов Советской власти, сегодня на вызов современных претендентов на мировое лидерство. На Ислам оказывается тяжелейшее давление, экономическое, военное. Необходим широкий взгляд на религию. Вы, человек с именем, могли бы, вероятно, получить солидное место в каком-нибудь ПЕН-клубе, если бы согласились на использование Вашего имени в прозападной, просионистской пропаганде. Почему Вы все-таки отстаиваете исламский взгляд на мир? Дух Ислама передали мне родители. Это и рассказы о пророках, которые я слышал в детстве, это узкие улочки Бухары между великолепными минаретами, мечетями, медресе, кошка, которая крадется среди ночи по винограднику нашего двора... Ислам пропитал мою душу и наполнил ее на всю жизнь. Я дал этому миру клятву, и разве есть нечто, способное заставить меня изменить ей?!