Анализ причин исламофобии и рекомендации по её преодолению в российском обществе

Причины роста исламофобии в мире

Продуцирование антиисламских настроений в мире имеет две основные причины: глобализация и борьба за энергоресурсы. Дополнительным фактором выступает устойчивый конфликт в Палестине.

1. Глобализация.

Экономическая глобализация есть естественный результат развития современных технологий, позволяющих управлять экономическими системами из единого центра. Однако экономика нуждается в гарантиях своей деятельности в любой точке земли, а для этого нужен действующий закон. Тем самым экономическая глобализация невозможна без политической, а последняя требует постепенного преодоления политико-правовой особобленности государств, уменьшения их суверенитета в пользу надгосударственных законов, обеспечивающих действие экономики без границ.

Сторонники глобализации утверждают, что политическая глобализация позволяет избавляться от диктаторских режимов в разных уголках планеты, принося людям свободу и возможность политического выбора. Однако законы, как известно, работают только тогда, когда общество легитимизирует их в своём национальном, культурном и духовном сознании. Для действия одного общемирового центра управления нужна глобализация духовная, т. е. постепенная унификация всех самобытных национальных культур, полное исчезновение этносов-народов как субъектов международной жизни и социальная нейтрализация, маргинализация традиционных религий путём передачи их функций влияния на общество и государство некоей единой «гражданской религии».

Иначе говоря, для проведения в жизнь глобализации политической и создания «общечеловеческой цивилизации» нужен полный слом национального и традиционалистского сознания.

«Общечеловеческая гражданская религия» – это квазирелигия, имеющая абстрактное представление о Божестве, фактически ставящая на место веры в действующего Бога-Вседержителя веру в «Новый мировой порядок», позволяющая иметь различные местные этнические ритуалы и обычаи, но исключающая возможность какого-либо их воздействия на общественное сознание. Тем самым все религии должны быть лишены главной части своих внутренних канонов, маргинализированы и превращены в «частное дело» на уровне постепено отмирающих житейских ритуалов, «этноэкзотики».

Высшими «канонами» ныне существующих религий должно стать материалистическое признание этой земной жизни высшей ценностью бытия и вытекающее из этого признание западного либерализма (культа свобод без любых ограничений, кроме прав других на такой же культ) и гедонизма (культа удовольствий без ограничений). Некоторые религии на Западе уже вполне вписались в эту модель.

Исламская модель развития стала сегодня главным препятствием для всего движения глобализма со всеми его ресурсами, и оно ведёт борьбу с нею всеми способами информационной войны, используя иногда и способы войны традиционной. Именно после крушения СССР и социалистической идеологии и началось политтехнологическое конструирование нового «образа врага» – была запущена идея «столкновения цивилизаций» спеца по информационным войнам Сэмюэля Хантингтона. Ничто в идеологии и пропаганде не объединяет так быстро и успешно, как «образ врага».

Термин «ислам» вброшен в качестве «образа врага» на смену прежней «фашистской и коммунистической угрозе», которая до этого объединяла и сплачивала западный мир. Не случаен и появившийся в СМИ термин «исламофашизм», призванный подчеркнуть не столько родство понятий, сколько переходящую эстафету «образа врага». И для этого понадобился образ мусульманина – «халифатиста», «джихадиста», антипода «силам демократии», а по сути – альтернативного, антидемократического глобалиста. Если бы таковых совсем не было, их бы придумали, не было бы мифических «ваххабитов», были бы какие-нибудь «хоббиты» с теми же качествами виртуальных злодеев.

Вообще все боевые группировки «рейнджеров под зелёным флагом» были выращены сначала британской разведкой, а затем ЦРУ США с помощью пакистанской разведки («Аль-Каида», «Талибан»). Если бы не участие Запада, эти мелкие группы были бы давно и беспощадно раздавлены самими мусульманскими правителями, но они нужны были для Большой игры глобализма против остального мира, и потому их лелеяли, помогали им входить в образ якобы «чистых мусульман», «муджахидов».

Таким образом, сторонники глобализма сами сконструировали «образ врага» в лице Ислама и сами же ведут с ним информационную войну, приписывая Исламу качества нанятых ими же отбросов этномусульманского общества.

2. Борьба за энергоресурсы.

Второй, экономической причиной смены образа серпа и молота на образ зелёной повязки «шахида» является то, что на территории ряда исламских стран находятся ключевые энергоресурсы, от обладания которыми зависит лидерство в мировой политике, т. е. успех экономической составляющей глобализации. В этом вопросе происходит частичное совпадение глобалистов и национальной олигархии США, так как глобалисты по-прежнему используют США в качестве главного инструмента, «боевого слона» для продвижения своих интересов. Однако временами между двумя этими силами обнаруживаются противоречия, как и противоречия между ними вместе и европейским финансовым капиталом, и тогда система начинает давать сбои, как это происходит сейчас в мусульманском мире.

Как отмечалось ещё в Докладе за 2004 г. Межфракционной депутатской группы «Россия – Исламский мир: стратегический диалог», «эра дешёвых невозобновляемых природных ресурсов, прежде всего энергоресурсов, на нашей планете завершилась. Именно на основе дешёвой нефти развивалась нынешняя глобальная система хозяйствования. Многие специалисты говорят о наступающем "периоде дорогой и сверхдорогой нефти", цена на которую в условиях грядущего глобального системного кризиса будет всё больше и больше определяться не только экономическими, но и политическими и геополитическими факторами. Поэтому новый раунд борьбы за контроль над мировыми энергоресурсами уже начался, и эта ожесточённая борьба будет только обостряться, в том числе и с использованием силовых компонентов».

Дополнительным фактором общемировой исламофобии является идеологическая пропаганда влиятельных сионистских кланов, которые, будучи не в силах мирно разрешить конфликт в Палестине, пытаются консолидировать всё мировое сообщество, христианство и другие религии для давления на исламский мир.

Выводы. Таким образом, в силу того, что мусульманская умма – единственная живая и реальная оппозиция, на смену «красной угрозе» пришла «зелёная угроза», необходимость противостояния которой может оправдать в глазах мировой общественности любые неправовые действия против суверенных мусульманских стран – обладателей стратегического сырья, даже если у них не было и нет никаких террористов, как это случилось, например, в Ираке.

Комфортно живущие на Западе маргинальные секты, часто связанные со спецслужбами, и никому не известные «богословы» вбрасывают от имени более чем миллиарда мусульман в масс-медиа идеи о планах по насильственному созданию «всемирного халифата». Россию, союз которой с исламским миром способен разом похоронить все планы глобалистов-«однополярников», пытаются выставить врагом Ислама, поссорить с исламским миром, превратить в «буферную зону» столкновения геополитических интересов. В прошлом западные разведки таким же образом успешно сталкивали Российскую империю с Османской империей для ослабления обеих супердержав.

Сейчас какими-то скрытыми силами в некомпетентные в вопросах религии местные правоохранительные органы страны вбрасываются всевозможные «дела» против исламской литературы и исламских активистов, чтобы поссорить Россию с исламским миром. Одновременно аналитические центры глобализма работают над программами внутреннего ослабления и углубления раскола исламского мира.

Объективные причины радикализации части мусульманского общества

1. Причина историческая.

Многие мусульманские страны находились под гнётом европейских колонизаторов и освободились всего полвека назад. Народы этих стран вели тяжёлую и кровопролитную борьбу за свою независимость, понесли огромные потери. Запал вооружённого противостояния враждебному Западу сохранился и после обретения независимости, так как последствия колониализма ещё не преодолены.

2. Причина социально-экономическая.

В качестве последствий колониализма сохраняется и увеличивается отставание от бывших колонизаторов в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Это обстоятельство приводит к росту социальной зависти и ненависти в широких слоях малообеспеченного населения в отношении бывших колонизаторов-иноверцев, желание «отомстить» или даже «вернуть награбленное». Господствуют социал-реваншистские настроения, искусственно усиливаемые религиозным фактором.

3. Идейно-богословская причина.

Колонизаторы в период своего правления в мусульманских странах прибегали к услугам местных политиков и имамов, используя их в качестве марионеток. Те, в свою очередь, для легитимизации колониальной власти пытались подвести под необходимость «смирения» с властями богословское обоснование. Поэтому борцы за независимость искали богословское и идеологическое обоснование своим идеям в радикальных учениях и течениях, обосновывающих необходимость военного джихада.

Тем самым радикализм, в первую очередь – джихадизм, для многих активистов и молодёжи стал идейной антитезой коллаборационизму с колонизаторами-иноверцами. После победы революций в ряде мусульманских стран позитивное отношение к джихадизму в его социально-политической интерпретации закрепилось в массовом сознании и стало идейным базисом уже для всякой борьбы за социальную справедливость и за «лучшую жизнь» без ограничения себя рамками шариата.

4. Причина психологическая.

Много веков мусульмане жили под началом халифа в составе общемусульманской империи – халифата. Халифат на протяжении истории претерпел существенные изменения и в последние века уже сильно отличался от того государства, что было у мусульман в VII веке н. э. Тем не менее, после крушения Османской империи и официального упразднения халифата, а затем колониального господства европейцев над огромной частью бывшей империи сформировался естественный в таких случаях комплекс «подавленного самолюбия». Это характерно для всех великих наций, подвергшихся унизительному поражению, государственному распаду и колониальной зависимости.

5. Причина геополитическая.

Быстрый и во многом неожиданный распад СССР, бывшего идейным, финансовым, политическим и военным центром коммунистической антизападной идеологии, крах самой коммунистической материалистической идеологии при сохранении во всём мире тех недостатков буржуазного общества, с которыми (хотя бы на словах) боролись коммунисты, привели к тому, что идейная ниша всемирной политической борьбы за социальную справедливость опустела.

Увидев для себя возможность заполнить эту нишу, ряд активистов в мусульманских странах (во многом симпатизировавших СССР до его вторжения в Афганистан) стал искать в исламских понятиях всемирного братства и социальной справедливости, вырванных из контекста шариата, новую глобальную «левую» идеологию силовой борьбы за социальную справедливость во всём мире.

6. Религиозно-политическая причина.

До 20 века мусульмане были самыми надёжными партнёрами и защитниками сынов Израиля. Однако после образования государства Израиль, незаконного занятия им многих земель, принадлежавших палестинским арабам (на языке ООН: «оккупированные территории»), фактического бойкота Израилем процесса образования арабского государства в Палестине арабо-израильское противостояние приобрело всемирный характер. Принцип мусульманской солидарности стал проявляться повсеместно. Ситуация усугубилась актами массового истребления палестинских женщин и детей в Деир-Ясине в 1948 г., в Сабре и Шатиле в 1982 г., надавним геноцидом в секторе Газа. Около 3 миллионов палестинцев проживает сегодня в изгнании – в основном в арабских странах, что также влияет на общественное мнение этих стран. Практически все учёные арабского мира даже издали фетвы, разрешающие любые вооружённые акции против оккупантов.

Когда Советский Союз поддерживал борьбу арабского народа Палестины, США в пику ему поддерживали Израиль, и между ними сформировался альянс, укрепляемый мощным сионистским лобби в США. Этот альянс сохранился и после распада СССР, и в такой ситуации политические козыри и рычаги информационной войны оказываются в руках людей, склонных к экстремальным решениям.

Перед лицом мусульманской солидарности радикальные круги сионистской направленности объявили «врагом человечества» саму религию Ислама, в которой якобы кроются корни экстремизма и терроризма. Эта установка нашла своё отражение в некоторых крупных мировых и российских СМИ, накаляя противостояние.

7. Духовная причина.

После падения Багдадского халифата уровень богословских знаний в исламском мире резко понизился. Многие учёные посвятили себя не свободному занятию наукой, не непредвзятому толкованию Корана и Сунны, а подгонкой толкований под интересы правителей-монархов. Знание стали делить – в подражание другим религиям – на якобы «религиозное» и «светское», отдавая безусловный приоритет «религиозным» в отрыве от общих знаний. Благодаря вакфам появился социальный класс профессионального «мусульманского духовенства», подменяющего собой учёных в целях воспитания народа в духе политической лояльности диктаторам. В народных массах в этот период стали господствовать суеверия, заимствованные из язычества.

Реакцией на суеверия стало восприятие религии исключительно через призму обязательных внешних предписаний (рассматриатриваемых буквалистски и применяемых вне контекста), что породило религиозный фундаментализм в его самой примитивной, агрессивной, «чёрно-белой» форме.

В результате длительного застоя свободной научной мысли к ХХ веку стал очевиден дефицит серьёзных учёных-богословов, которые не зависели бы в своих толкованиях Корана ни от диктаторов, ни от эмоций агрессивно настроенной «улицы». Сегодня во многих странах мусульманского мира приходится видеть вместо ответственного духовного руководства малообразованными массами постоянную борьбу между официальными и неофициальными проповедниками, когда одни толкуют положения шариата в отрыве от контекста в угоду правителям, а другие – в угоду невежественным фанатикам и эмоциональной толпе.

8. Общекультурная причина.

По указанным выше причинам в мусульманских странах отмечается низкий уровень и общей культуры и образования, наблюдается сильное отставание от развитых стран в количестве учёных степеней и званий. Бывший премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохаммад отмечал, что во всех мусульманских станах вместе взятых защищается в три раза меньше диссертаций, чем в одной Англии.

Недостаток общей культуры, включая политическую, способствует неверной оценке происходящих в мире событий, приводит к чрезмерным эмоциям вместо расчёта и в итоге – к ошибкам и поражениям.

9. Внешнеполитическая причина.

Вышеуказанные недостатки активно используются спецслужбами западных стран и Израиля. Известно, например, что Усама бин Ладин был агентом ЦРУ и занимался формированием единого фронта против советских войск в Афганистане, а позже сотрудничал с британской разведкой. Тот факт, что его по сей день «не могут» поймать, тоже о многом говорит. Беназир Бхутто, заявившая, что он давно мёртв, через месяц была убита.

Выводы. Экстремизм и терроризм под вывеской Ислама имеют вполне земные причины своего существования и не санкционируются самой религией Ислама, более того – запрещаются. Террористы преследуют не религиозные, а политические и экономические цели. Религия, религиозная символика и фразеология используется лишь для пропагандистского «облагораживания» подлинных целей террористов и тех омерзительных средств, которые они используют.

Ислам избран в качестве пропагандистского камуфляжа террористов потому, что является последним реальным препятствием на пути архитекторов «нового мирового порядка», где все люди должны быть техническими инструментами без своей национальности, религии, истории, а также препятствием для реализации планов США по присвоению в конкурентной борьбе с Европой и Китаем энергоресурсов Ближнего и Среднего Востока. Эти архитекторы и борцы за нефтедоллары и являются в конечном счёте заказчиками, финансистами и вдохновителями террористических актов, на роль исполнителей которых всегда можно найти негодяеев, в том числе и из числа «этнических мусульман».

Причины возникновения радикальных тенденций в среде российских мусульман

На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма – даже в условиях попыток государства «христианизировать» татар и башкир. Российская умма избежала проникновения в неё радикальных учений, появившихся в некоторых других странах. Российские мусульмане никогда не ставили под сомнение свои гражданские обязанности и патриотические чувства.

Подавляющее большинство российских мусульман остаются мирными и законопослушными гражданами, патриотами своего Отечества. Однако сегодня в среде российских мусульман стали распространяться некоторые радикальные идеи, у которых появились свои последователи. Многие малограмотные молодые люди стали просто жертвами ложной пропаганды и собственной обездоленности.

Можно выделить следующие объективные факторы внутренней жизни нашей страны в последние 12–14 лет, которые привели к появлению радикальных настроений в среде мусульман – граждан России:

– практическое отсутствие национальной и религиозной политики, отсутствие ситуативного анализа и прогнозов в этих сферах, пускание процесса на самотёк;

– низкий уровень жизни населения на Северном Кавказе и, самое главное, отсутствие перспективы роста у молодёжи в условиях дотационной зоны и тотальной клановости;

– колоссальная разница в уровне жизни между богатыми и бедными, ещё более заметная в местах компактного проживания мусульман;

– закрытие многих крупных советских предприятий на юге страны, приведшее к значительной безработице, особенно среди молодёжи в ряде регионов Северного Кавказа;

– коррупция местных властей, лишающая простых верующих всякой социально-экономической перспективы;

– деградация общественной нравственности и т. д.

К объективным внешнеполитическим факторам можно отнести следущие:

– агрессия США против Афганистана, Ирака, поддержка ими агрессивных сионистских кругов на земле Палестины, угрозы Ирану, Сирии, всему мусульманскому миру;

– исламофобия во многих СМИ;

– отход от традиционной для СССР поддержки национально-освободительной борьбы арабского народа Палестины;

– общая радикализация настроений в исламском мире.

 

К объективно-субъективным факторам, т. е. таким, которые возникли объективно, но могли и не состояться при доброй воле ответственных государственных служащих, можно отнести следующие:

– систематическое воспрепятствование чиновников разных уровней открытию духовных учебных заведений, строительству мечетей и регистрации общин в регионах, где мусульмане находятся в меньшинстве. Данное обстоятельство вытесняет мусульман в «подполье», где они становятся нередко жертвами радикальной пропаганды и просто вербовки, причём аргумент против властей дали сами власти;

– попытки некоторых чиновников на государственном уровне навязать преподавание в государственных и муниципальных школах только православия или сделать его обязательным для детей мусульман, чего не было даже в православной Российской империи;

– попытки некоторых чиновников на уровне государственной идеологии, также в учебных программах, представить российскую историю как историю Московского княжества, а его победы над другими княжествами и ханствами в борьбе за лидерство в средние века – как победы общегосударственного масштаба, которые следует отмечать всей стране. В документах Совета муфтиев России такой подход к общегосударственной истории был назван «одновекторностью в подаче российской истории», лишающей другие исконные народы России чувства Родины;

– принижение или подача в негативном свете роли мусульманских народов в российской истории в учебных программах и пособиях государственных школ, доходящие иногда до прямого оскорбления религиозных и национальных чувств («поганый татарин», «злой чечен» и т. п. – 15-й том Российской Энциклопедии был признан экстремистским и изъят из обращения за оскорбления чеченского народа), ведущие к вытравливанию у многих мусульман природного патриотизма, чувства единой Родины – России;

– постоянная исламофобия в некоторых СМИ, унижение чувств верующих;

– практика «вытеснения» мусульман из государственных и региональных СМИ;

– притеснения граждан РФ и приезжих единоверцев из СНГ на религиозной и национальной почве в ряде регионов России, включая и мусульман Северного Кавказа, вплоть до нацистских акций и побоищ, как на Манежной площади в Москве. Как следствие – ощущение многими мусульманами своей «инородности» в других регионах России и своей невостребованности государством, отсутствие перспективы роста в своём Отечестве;

– постоянные акты насилия и ненависти к мусульманам со стороны нацистских и фашистских организаций, общий враждебный климат по отношению к «чёрным», игнорирование этого со стороны некоторых региональных лидеров и милиции.

К субъективным факторам, которые стали действовать исключительно по злой воле человека, можно отнести следующие:

– отсутствие или недостаток традиционного религиозного образования, вызванные отсутствием высших богословских учебных заведений и низким уровнем и малочисленностью сети начального религиозного образования. За 80 лет государственного атеизма была разрушена вся система мусульманского образования в стране, сложившаяся до 1917 года;

– деятельность эмиссаров-вербовщиков дешёвого «пушечного мяса» – молодых рейнджеров из числа безработной молодёжи для деятельности в незаконных вооружённых формированиях;

– получение духовного образования в таких зарубежных центрах, где имеет место псевдофундаменталистское направление, не учитывающее реальности поликонфессионального общества и светского государства.

Практика вытеснения мусульман в «подполье» приводит к прямо противоположному результату: радикалы и экстремисты на частных квартирах или в частных домах, где собираются по пятницам верующие, получают дополнительные козыри в своей пропаганде необходимости борьбы с властью, препятствующей соблюдению основных мусульманских предписаний.

Напротив, наличие достаточного количества мечетей сделало бы процесс проповеди прозрачным и доступным контролю как со стороны муфтиев и алимов, так и с точки зрения лояльности своей стране. Тем более это относится к учебным заведениям: если нет открытого с помощью государства мусульманского образовательного центра, где преподаются ценности традиционной исламской мысли и этики, то образование ведётся неизвестными лицами в частных помещениях или в скрытых лагерях.

Рекомендации

1. В целях профилактики экстремизма необходима организация массового религиозного просвещения широких слоёв мусульман: организация курсов по «умеренности в Исламе» и лекций, летних лагерей для молодёжи. До 1917 г. в православной империи обучение своей религии было обязанностью всех детей мусульман.

2. Необходимо срочное увеличение числа мечетей и постоянных легальных молитвенных помещений для мусульман («исламских культурных центров») вместе с возможностью организовывать просветительские курсы для молодёжи.

3. Рекомендуется организация постоянного взаимодействия с обществом по всем возникающим проблемам: следует приглашать к себе в гости или искать возможности вместе с представителями национальных общин посещать организованных футбольных болельщиков с целью разъяснения своей позиции, проводить товарищеские матчи между мусульманскими командами и командами футбольных фанатов.

4. Рекомендуется активизация профессиональной работы мусульманских учёных с целью выработки предложений по исправлению учебников по истории и культуре России в духе толерантности и многовекторного подхода к единой истории Отечества. Необходимы постоянные контакты мусульманских учёных-обществоведов с учёными православно-христианской, особенно евразийской ориентации.

5. Необходимо квалифицированное и доказательное богословское заключение (фетва) общероссийского масштаба относительно признаков радикализма (крайностей), чтобы прекратить невежественные спекуляции вокруг «традиционного Ислама», «ваххабизма», «экстремизма» и т. п. Фетва должна быть принята на общероссийском уровне и представлена в государственные органы для учёта в деятельности органов власти и правоохранительных органов.

6. Необходима концентрация усилий на деятельности мусульманских СМИ и на участии в деятельности светских СМИ с целью создания позитивного образа Ислама и мусульман.

7. Рекомендуется разработка, публичное рассмотрение и принятие Социальной доктрины российских мусульман, трактующей с богословских позиций статус уммы в российском обществе и государстве, её права, обязанности и социальную миссию, характер взаимодействия с государственными, общественными и иными религиозными организациями.

8. Рекомендуется совместная работа с представителями христианской и иудейской общественности и учёными над идеологическими концепциями консервативного общества и единого монотеистического понимания прав и свобод человека.