Российская модель толерантности

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

В культуре XXI в. наблюдаются многочисленные попытки разработки дефиниции толерантности, которые отдают предпочтение диалогу, сотрудничеству и компромиссу. Она провозглашается одним из основных условий достижения мира и согласия в обществе, профилактики и предотвращения социальных конфликтов. Актуальность проблемы межконфессионального диалога в Российской Федерации, которая является полиэтничной страной, бесспорна. В насыщенной конфессиональной среде государства не одно столетие сосуществуют Ислам и Христианство в их классическом понимании, которые были востребованы здесь при разных исторических обстоятельствах. По-прежнему продолжается поиск идеальной модели отношений государства и религии в современном, быстро меняющемся мире.

Феномен толерантности, как основы демократического государства, начал глубоко исследоваться в России с середины 90-х гг. XX в. В качестве синонима понятия «толерантность» обычно рассматривают слово «терпимость». Например, в «Большом энциклопедическом словаре» под общей редакцией А.М. Прохорова «толерантность» рассматривается как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» . В данном случае толерантность характеризуется как совокупность положительных качеств человека, которые очень близки к сдержанности, к желанию не обострять отношения с другими людьми.

Но если рассматривать терпимость с психологической точки зрения, то можно заметить наличие в основе этого термина негативного компонента. Дело в том, что терпеть чужое мнение, верование или поведение – значит относиться к ним негативно, но при этом быть сдержанным и не проявлять своих истинных чувств к представителю другой социальной группы. «Терпеть – безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное); мириться с наличием и существованием кого-нибудь / чего-нибудь» . Таким образом, получается, что человек, который негативно относится к представителям другого этноса и конфессии, но не проявляет своего истинного отношения к ним, является толерантным. Но здесь возникает вполне естественный вопрос: как долго он сможет терпеть других и сдерживать самого себя?

Поэтому необходимо пересмотреть исходное понятие толерантности, связанное с терпимостью. Такая попытка была предпринята 16 ноября 1995 года, когда была подписана Декларация принципов толерантности, принятая государствами – членами ЮНЕСКО, в том числе и Россией. Согласно этому документу толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» . В этом определении видна попытка устранить негативность в понимании толерантности и подчеркнуть её позитивную сущность. Более того, в данной трактовке толерантность не является синонимом терпимости, потому что в ней хорошие отношения основаны исключительно на положительном отношении к людям другой культуры и их не надо «терпеть». Поэтому многое зависит от того, какой смысл мы вкладываем в понятие «толерантность».

Нам довелось родиться и жить в великой стране под названием Россия. Великая она не потому, что расположена в двух частях света – Европе и Азии, и не потому, что раскинулась на бескрайних просторах. Россия – это страна с богатой историей, с уникальными традициями межэтнического, межконфессионального взаимопонимания и согласия. Здесь исторически сформировалась гибкая и интеллектуально осмысленная модель Ислама, которая предоставляет возможность совмещать толерантность и богобоязненность. На протяжении многих столетий последователи Ислама и православного Христианства жили здесь в мире и согласии, помогали друг другу, объединялись перед лицом внешней опасности. Сегодня как никогда важно сохранить это великое историческое наследие, каковым является межконфессиональный мир.

Интересно отметить, что политические лица средневековой Руси сами вносили свой личный вклад в развитие межэтнических и межконфессиональных отношений. Ярким примером являлся князь Александр Невский, который осуществлял эффективную посредническую деятельность в установлении добрососедских отношений между Русью и Золотой Ордой, имперская политика которой основывалась на принципах федеративного устройства и учитывала многообразие различных этносов и конфессий.

В настоящее время мусульманско-христианский диалог – это одно из важнейших и приоритетных направлений межрелигиозной деятельности. Сотрудничество между конфессиями осуществляется не только в рамках Межрелигиозного совета России, но и на уровне отдельных региональных общин. Благодаря этому нам удаётся обеспечивать в обществе мир и спокойствие, сохранять и передавать следующим поколениям традиционные культурные ценности, противостоять разрушению духовных и нравственных основ, помогать друг другу в достижении общих целей и задач, трудиться во благо наших государства и общества. Способность к компромиссу и диалогу способствует эффективной межкультурной коммуникации, что отвечает чаяниям многонационального народа России. Ведь подавляющее большинство граждан нашей страны хотят жить в мире и согласии, психологически комфортной среде, стремятся к реализации своих жизненных целей. В интеграции полиэтничного сообщества заинтересовано и государство, потому что данные установки создают идеальные условия для эффективного социально-экономического развития.

Но ситуацию осложняет ряд угроз национальному и конфессиональному единству нашей страны. Наибольшую обеспокоенность вызывает один из самых острых и злободневных вопросов, стоящих на повестке дня: как противодействовать формированию и распространению экстремистских идей в молодежной среде?

Основными причинами данного деструктивного процесса являются игнорирование нравственных ориентиров и духовных устоев, безнравственность, коррупция и, как следствие, неприятие реалий и условий жизни современного российского общества определёнными группами людей. Высокую обеспокоенность вызывают также действия некоторых СМИ, распространяющих негативную информацию, что зачастую создаёт питательную почву для радикализма.

Думаю, что для успешного решения данной проблемы необходимо активно развивать партнерство государства и конфессий. Отрадно, что органы государственной власти РФ и общественные организации принимают эффективные меры по развитию гражданского взаимодействия, разрабатывают и реализуют толерантно ориентированные стратегии и практики межконфессионального диалога.

В своём ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент России Владимир Путин отметил, что российское общество испытывает серьёзный дефицит духовных скреп, под которыми подразумеваются доброта, сострадание, милосердие. По его мнению, в этом заключается дефицит тех ценностей, которые всегда делали нас сильной державой. Данная проблема стала результатом разрушения идеологических устоев государства, которое произошло примерно 15-20 лет назад. «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей» , – подчеркнул президент.

Кроме того, 6 января 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал изменения в закон об НКО, согласно которым борющиеся с коррупцией и межнациональной враждой общественные организации отныне могут рассчитывать на господдержку. К социально-ориентированным НКО теперь относятся те, которые занимаются «формированием в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитием межнационального сотрудничества, сохранением и защитой самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации» .

Позитивный опыт межконфессиональных отношений в России, толерантность в религиозной сфере детерминируются такими важными факторами, как богатый исторический опыт, активная работа религиозных организаций, эффективная государственно-конфессиональная политика.

Религиозные лидеры всех конфессий должны стать нравственным ориентиром для жителей нашей страны и дать правильный и взвешенный ответ угрозам и вызовам современности. Если после посещения храма укрепляется нравственность и очищается душа, значит, мечеть, церковь и другие религиозные храмы превращаются в важное звено в становлении и развитии цивилизованного демократического общества.

Только совместными усилиями мы сможем противостоять негативным тенденциям, захлестнувшим российское общество. Нашей общей целью должно быть воспитание духовной, просвещённой, гармоничной личности, которая стала бы невосприимчивой к деструктивной пропаганде и трудилась бы во благо страны. Если мы не выполним эту задачу, нам придётся часто сталкиваться с проявлениями невежества, такими как расистские выходки и осквернение храмов.

Таким образом, на сегодняшний день проблема толерантности охватила все сферы общественной жизни и приобрела глобальный социокультурный статус. Россия переживает транзитный период и находится в поисках своей социокультурной идентификации. На фоне данных процессов испытывает своеобразный подъём национализм, объединивший под свои знамёна разных людей, что делает проблему толерантности особенно острой и актуальной. Дело в том, что демократический плюрализм, уважение и терпимость к многообразию мировых культур нуждаются в свежих идеях и требуют нового креативного мышления.

Основной идеей новой стратегии должна быть толерантность при сохранении культурного разнообразия народов, живущих в России, и формирование на этой основе устойчивого полиэтнического и поликонфессионального сообщества. Сохранение межнационального и межрелигиозного согласия – это краеугольное, принципиальное условие успешного развития России и развития гражданского общества. И любая попытка подорвать его – это угроза нашему обществу, суверенитету и национальной безопасности страны. Уважение к самобытности гражданина любой национальности и конфессии должно стать правилом не только в Европе, но и во всём мире.

Библиографический список

Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норинт, 2004 . – 1456 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/declar.html (дата обращения: 09.01.2013).

Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 09.01.2013).

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 325-ФЗ «О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1647152 (дата обращения: 09.01.2013).