ШОС как идея обновлённого Востока

Западные альянсы и структуры занимают подавляющее большинство среди международных мировых организаций. Однако на Востоке постепенно складывается не меньшая, а возможно и большая сила в виде сравнительно нового объединения: Шанхайской организации сотрудничества – ШОС…

В настоящее время ШОС имеет статус региональной организации, но надо учесть, что основана она была совсем недавно, в 2001 году, на базе существующей уже с 1996–1997 гг. Шанхайской пятёрки.

Состав объединения необычен: включает в себя несколько стран бывшего СССР (Россию, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан) и примкнувший к ним Китай. Это вывело организацию в лидеры азиатского континента.

В настоящее время страны-участницы ШОС занимают сообща 60 % территории Евразии, в них проживает четверть населения всей планеты. Но это не всё… Организация активно работает, стремится к расширению в настоящее время за счёт Индии и Пакистана. ШОС имеет большое число стран-наблюдателей (Афганистан, Индия, Пакистан, Иран, Монголия) и партнёров по диалогу (Турция, Шри-Ланка, Беларусь), а значит – готова к дальнейшему росту и укреплению своих позиций, особенно среди стран исламского мира, которые в последнее время всё чаще подвергаются нападкам Запада.

Однако есть и принципиальные отличия ШОС от некоторых подобных ей. Так, это не военный блок (как НАТО) и не открытое совещание по безопасности (как АСЕАН или АРФ). В какой-то степени она объединяет эти возможности и обладает гораздо большими полномочиями для регуляции развития региона, укрепления стабильности и безопасности, борьбы с экстремизмом, сепаратизмом и наркотрафиком, занимается развитием экономического сотрудничества, энергетическим партнёрством и научно-культурным взаимодействием.

Как бы ни было это странно, основы создания ШОС были заложены ещё в далёких 60-х прошлого столетия. Тогда были разрешены территориальные споры между СССР и КНР, и именно тогда зародились основы сотрудничества между странами, установились добрососедские отношения. После распада Советского Союза эти соглашения автоматически перешли на Россию, и создание ШОС стало закономерным ответом на увеличение экспансии США в Среднеазиатском и Тихоокеанском регионах.

В последнее время очень заметно, что позиции главных организаторов ШОС существенно сблизились. Уже неоднократно они выступали единым фронтом в Совете Безопасности ООН, где оба имеют право вето (именно так была заблокирована резолюция по Сирии). Можно сказать, что Россия и Китай начали координировать свои действия против экспансии США в регионе. Тем более что на последней встрече в Китае лидеры стран постановили укреплять военное сотрудничество.

Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что Россия и Китай «решили усилить взаимодействие в военной области, в области безопасности и в области охраны правопорядка. Обе стороны будут использовать в полной мере различные каналы и площадки, для того чтобы на новом уровне поддержать дружественные и плодотворные взаимоотношения между военными силами двух стран».

Постепенно растёт товарооборот между двумя странами, в частности за прошлый год он вырос на 40 %. Увеличивается сотрудничество в энергетической сфере. Так, были заложены основы для постройки газопровода в Сибири и силовой ядерной установки в восточном Китае.

Наверно, этот последний факт и является особо настораживающим для Запада. А как же – две ядерные державы, сотрудничающие в области ядерной энергетики, да ещё и присутствие при этом президента условно ядерного Ирана… Это слишком даже для страны с относительно сильной психологической защитой.

Доцент бизнес-школы ICN Александр Мельник считает, что «Россия и Китай сегодня хотят создать новый альянс против Запада, для того чтобы жёстко противостоять влиянию США в той части света. Поэтому у них есть взаимный стратегический и геополитический интерес в усилении связей. Очевидно, есть также и экономический интерес», вероятно «оформляется новое геополитическое поле битвы. С одной стороны – США, с другой стороны – Китай, а Россия – в центре».

Так что встречи между президентами России и Ирана не остались незамеченными. Конечно, Махмуду Ахмадинежаду пришёлся по сердцу приём в Китае. Это была одна из немногих встреч лидеров разных стран, на которой ему не угрожали санкциями, штрафами, не подозревали в заговорах и сокрытии информации. Встреча была действительно очень важна. В последнее время благодаря позиции Москвы Россия стала как бы посредником между Западом и Ираном во всех возможных переговорах. И именно в Москве будет проходить следующая встреча «пять + один» по вопросам иранской ядерной программы. Ведь Вашингтон, применяя различные санкции против Тегерана, не исключает и возможности ведения военных действий в этом же направлении.

Не менее интересной оказалась и двусторонняя встреча Россия – Афганистан. В условиях возможности вывода войск НАТО из Афганистана вполне вероятно развитие неконтролируемой цепной реакции, поскольку власть Хамида Карзая в регионах весьма невелика, возможности контролирования региональной территории армией, а тем более полицией тоже очень низки. И, как ни странно, здесь в качестве защитного экрана может выступить Пакистан, как ближайший и наиболее заинтересованный сосед, и Иран – страны-наблюдатели ШОС. Они, пользуясь возможностью участия в организации, также начали более активно сотрудничать между собой, обеспечив невмешательство в свои соглашения со стороны Запада.

Президент РФ Владимир Путин заявил: «Ключевым направлением, разумеется, остаётся обеспечение региональной безопасности и стабильности. На это ориентированы принимаемые сегодня программы сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013–2015 годы. А также новая редакция положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе».

Но итоги саммита этим не исчерпываются. По заявлению министра иностранных дел Сергея Лаврова, ШОС обязательно будет расширяться, возможно за счёт Индии или/и Пакистана. «Убеждены, что приём в ряды нашего объединения таких стран, как, например, Индия и Пакистан, в настоящее время являющихся государствами-наблюдателями, существенно укрепит потенциал ШОС и повысит её международный авторитет. Приток «свежей крови» придаст организации дополнительную энергию, будет способствовать её модернизации», – подчеркнул глава МИД.

Обе эти страны соответствуют критериям ШОС для государств-участников организации, обе обладают и статусом государств-наблюдателей. Другое дело, что интересы этих стран очень часто противоречат друг другу, и та, что получит мандат ШОС первой, получит и большие преимущества и возможность влиять на решения организации.

ШОС открыта для диалога, в том числе для США и НАТО, однако не хочет позволять им давить на себя. Интересы третьих стран не могут быть приоритетнее в азиатском регионе, чем интересы людей, проживающих здесь. Центральная Азия имеет такое же право на саморазвитие и самосовершенствование, как и остальные регионы мира. Задача же государств-лидеров – способствовать в этом азиатским странам, не нарушая их суверенитет, свободы и права.

ШОСэто возможность обновления Востока без привязки к интересам третьих игроков и с полным сохранением национального и религиозного самосознания!