Джамааты надо объединять!

- Анализируя СМИ, которые сегодня выходят в Дагестане, особенно делая интернет-обзор, приходишь к выводу, что среди мусульман Дагестана назрел актуальный вопрос: как могло ДУМД, которое находится под вашим руководством, уважаемый Ахмад-хаджи, выдать фетву о разрешении убивать так называемых «лесных», проводить спецоперации, блокировать мечети, сажать тех людей, с чьей идеологией вы расходитесь?

- Чтобы вынести определённую фетву, требуется участие нескольких работников канонического отдела ДУМД: трёх, пяти, семи, порой десяти и более человек в зависимости от её сложности, то есть я один фетву не выношу. Таким образом, ни о каком разрешении лично от моего имени даже речи не может быть, это во-первых. Во-вторых, на совет канонического отдела этот вопрос никогда не поступал, а если бы и поступил, то в этом случае речь идёт о жизни и смерти, поэтому решение принималось бы на уровне крупного созыва всех алимов Дагестана для обсуждения этого вопроса, чего тоже не делалось, иначе все бы об этом знали. В-третьих, хочу сказать, что меня возмущает: почему, когда, к примеру, работники правоохранительных органов приходят в мечеть на ул. Котрова (Махачкала) для выяснения личностей и т. д., они называют моё имя? Откуда такая установка? В мечети на Котрова работает имамом мой заместитель, член совета алимов Дагестана Хасан-хаджи, которого я вызываю в ДУМД для обсуждения общих вопросов, для вынесения каких-то решений. И вдруг он звонит и говорит мне: «Ахмад-хаджи, нашу мечеть окружили, говорят, что вы их отправили». Это чрезмерная наглость, не знаю кем придуманная; каким образом работники правоохранительных органов могут прикрываться моим именем? Они что, мне подчиняются? Я не имею к их работе ни малейшего отношения. Думаю, что это работа нескольких лживых провокаторов, которые хотят накалить и без того напряжённую обстановку.

- Однажды выступая на Совете алимов Дагестана, вы сказали, что желаете, чтобы все ваххабиты заболели онкологией. Это тоже возмущает некоторых мусульман. Мне понятно, что, может быть, убийство более чем 30 имамов могло вызвать ваш гнев, но, тем не менее, вы в первую очередь для всех – муфтий огромной республики, где проживает большинство мусульман.

- Да, я так сказал. Сколько лет работаю – вижу, как это слово служит разделяющим фактором нашей уммы. И потом, кого бы я ни спросил из тех, кто возмущается: «А ты ваххабист?» – отвечает: «Нет, я мусульманин, хвала Аллаху». Я ему говорю: «Дай Аллах, чтобы все мусульмане процветали, а от тех, кто сеет фитну, да избавит нас Аллах».

- Мусульмане жалуются на то, что в правоохранительных органах им не выдают трупы убитых родственников: мол, тела террористов не положено хоронить. Каково ваше мнение по этому вопросу?

- Укрывание трупов не соответствует Шариату, а также противоречит, на мой взгляд, человеческой гуманности. Речь идёт всего лишь о бездыханном теле, поэтому я бы призывал соответствующие структуры не действовать в силу каких-то принципов, а пойти навстречу родственникам и разрешить им хоронить своих мёртвых. Таким образом, эти люди получили бы хоть моральное удовлетворение и смягчили бы свои позиции насчёт государственных структур. А если поступать иначе, то, как мы знаем из истории, любая жестокость порождает только жестокость. Сегодня необходимо сделать всё возможное, чтобы замкнуть эту цепочку кровопролития.

- Что вы можете сказать по поводу таких названий, как «мюриды», «салафиты», «ахлю-сунна»?

- Я лично считаю себя мюридом, салафитом и последователем ахлю-сунны. Эти названия не разъединяют, а объединяют мусульман, ибо все, кто следует Шариату, должны быть следующими за ссалафу-ссалихинами и должны считать себя из числа ахлю-сунны, а также всегда быть мюридами-учениками на пути служению Всевышнему Аллаху.

- Сейчас в республике работает адаптационная комиссия по возвращению к мирной жизни тех молодых людей, которые ушли в леса. Как вы оцениваете её работу?

- Очень положительно оцениваю, и рад каждому человеку, который принимает решение вернуться к мирной жизни. Есть польза от этой комиссии и в том, что люди увидели: государство может использовать не только силовые, но и мирные рычаги в разрешении этого конфликта. Хотелось бы, чтобы именно эти, мирные средства использовались властями и впредь. Хочу добавить к этому ответу и свои предложения, вернее советы. Ислам призывает нас к сокрытию грехов от других, поэтому для тех, кто желает публично каяться, пусть будет телевидение, журналисты, публика, но надо дать шанс и тем, кто хочет покаяться тайно. Достаточно, чтобы присутствовали при их покаянии алимы, авторитетные люди. Думаю, таким образом результат был бы ещё более эффективным.

- Когда в республике на протяжении нескольких лет проливается столько крови, то это рождает другую проблему: вдовства и сиротства. Вы могли бы как-нибудь помочь этой категории населения, и если да, то каким образом?

- Помогать этой категории мусульман – долг каждого мусульманина. Лично со своей стороны могу предложить отдать детей в медресе для изучения основ Ислама. А обеспечение их необходимым, с помощью Аллаха, я возьму на себя.

- Хотелось бы также, чтобы вы дали разъяснение насчёт такфира среди мусульман. Что говорит Шариат по этому вопросу?

- Такфир – это очень опасный вопрос в Шариате. Опасность заключается для того, кто вынес такфир другому мусульманину, а для того, кому вынесли, перед Аллахом опасности нет – главное, чтобы у него была правильная акида. Если же тот, кто вынес такфир, ошибётся, он и сам попадет в неверие. Повторяю: это очень сложный и опасный вопрос в Шариате, поэтому призываю всех мусульман не играть с огнём. Если у кого-то возникли сомнения, оставьте их на волю Аллаха, Аллах лучше всех знает, что в душе у каждого.

- В завершение хотелось бы задать вопрос о мечетях в республике. Говорят, что в некоторых населённых пунктах есть мусульмане, которые хотят строить свою мечеть, но им чинят препятствия местные джамааты. Знаете ли вы о таких конфликтах, и если да, то каково их решение?

- Джамааты, которые обсуждают вопросы строительства мечетей, это мусульманские джамааты, и они лучше нас с вами знают о своих проблемах и нуждах. Если есть необходимость, они обращаются в ДУМД с просьбой помочь строить мечети, медресе. Если могут строить без нашей помощи, то это легче и лучше для нас, так как искать средства для строительства не так легко, как кажется на первый взгляд. Если в имеющихся мечетях есть место для всех мусульман, которые проживают в той или иной местности, то ещё одна мечеть может только усугубить разделение этого джамаата на две части. Этого нельзя делать. Наоборот, мы должны общими усилиями джамааты объединить.

- Что бы вы пожелали мусульманам?

- Прошу Аллаха ниспослать нам всем искреннее и строгое следование за Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение). Желаю всем нам мирного разрешения всех конфликтов, терпения и защищённости для мусульманских семей от всяческого зла и в нашей республике, и во всём мире! Милости Аллаха в обоих мирах!

Беседовал с муфтием Алиасхаб Мурзаев