Вектор: Запад – Восток

На протяжении последнего года открыто выявилось противостояние Запада и Востока, европейской и арабской культур, менталитета, образа жизни…

Вообще, если посмотреть с точки зрения истории, это противостояние длится практически всё время существования человечества. Походы Александра Македонского и скифов, крестоносцы и монголы, франко-британская экспансия и Османская империя… Однако в настоящее время эта борьба стала наиболее острой, приобрела черты противостояния не только народов, но и цивилизаций.

Европейской цивилизации изначально было свойственно переделывать другие народы мира на свой лад, уничтожая наследие других культур, попросту сметая их на своём пути. Так погибли цивилизации американских индейцев, туземцев Австралии и Новой Зеландии, большинства народов Полинезии. Большинство народов Африки было либо уничтожено (в процессе работорговли), либо потеряло свою самобытность и было разделено условно по границам марионеточных государств. До сих пор отголоски этого раздела создают напряжённость в большинстве африканских стран. В культуры народов Южной и Юго-Восточной Азии прочно вплелась франко-британская составляющая, они утратили свою самобытность и стали переоцениваться согласно европейским критериям.

По сути под лозунгами просвещения отсталых народов шло насаждение чуждого образа жизни, менталитета, религии… При этом совершенно не учитывалось, что «просвещаемые» народы имеют свою собственную культуру, традиции, верования, которые имеют не меньшее значение для всего мира, и что эти традиции не менее древние, чем европейские, не менее «культурные», не менее прогрессивные.

На протяжении веков европейской экспансии успешно противостоял только арабский Восток, составляющий реальную конкуренцию Европе, и страны Дальнего Востока (Китай, Япония), закрытые и обособленные благодаря своему географическому положению и самобытной культуре.

Что касается современности, арабские страны постепенно утрачивают свой менталитет, растворяясь в западных идеях. Позабытые на протяжении последнего времени собственные ценности и идеалы легко заменяются иными, забываются и исчезают. А ведь Ислам – это образ жизни, который даёт ответы на все вопросы, начиная от глобальных (политика, экономика) и заканчивая бытовыми.

Человек создан таковым, что постоянно нуждается в Высшем руководстве. И если прежние поколения брали в качестве такого руководства Слово Всевышнего (прописанное в Коране) и выигрывали, строили мощную цивилизацию, то их потомки, забыв об этом, следуют своим страстям и начинают играть по правилам Запада. К чему это приводит – можно убедиться в американских резервациях для коренного населения.

Последний год ясно доказал всему миру слабость арабского Востока. И она выражается далеко не в военно-технической отсталости. В конце концов, накопить военный потенциал достаточно легко: можно закупить вооружение, выучить специалистов… Слабость и незрелость политических систем, методов управления, экономического дисбаланса внутри стран, национальная разрозненность и неприязнь – эти и ещё много других проблем не дали возможности эффективно противостоять американо-европейской экспансии.

Изначально мощной политической системой Ислама был халифат – демократическая система управления, когда халифом выбирался самый достойный из жителей. Время показало, что это действительно наиболее эффективный способ создания и управления государством. Собственно говоря, именно из Ислама в своё время демократия была перенесена в Европу (которая изначально была монархической). Однако по прошествии нескольких столетий этот способ управления был благополучно забыт и заменён на теократию. Современным арабским государствам присуще управление либо в виде монархии, либо в виде «солнцеподобного» вождя. Гарантированность власти постепенно приводит к «развязыванию рук» и торможению прогресса. Естественно, в таких условиях «совещательный голос народа» не учитывается и государство, по сути, сводится к командным методам управления.

В эпоху халифата экономика была на пике своего развития. Закят как система единого налогообложения была проста и эффективна. К нему не требовалось вороха бумажной документации и большого числа чиновников, более состоятельные платили больше, менее состоятельные – меньше, неимущие наоборот – получали доплату из этих денег. Халифат – единственный в истории пример, когда нищета была ликвидирована в рамках одного государства (в современности к этому идеалу приближаются скандинавские страны, экономическая модель которых во многом напоминает халифатскую). В настоящее время этот институт налогообложения рухнул, и на его месте (или параллельно с ним) воссоздаются прототипы по западным образцам. Это, собственно, постепенно приводит к тому, что бедные начинают платить налоги за богатых (которые успешно находят способы от их уплаты уходить). Что, естественно, сказалось и на развитии экономики.

С другой стороны, европейские страны уже обожглись о кредитную систему, и всё чаще там раздаются голоса в поддержку её отмены. Долги людей и стран угрожают огромными осложнениями благополучию Европы.

Национальная разрозненность, неприязнь различных религиозных течений, противостояние по национальному, религиозному, расовому и прочим признакам ведут к общей слабости страны. Противоборство внутри государства делает его неспособным к эффективной внутренней и внешней политике. Таких «горячих точек» на картах исламских стран много. Курдский вопрос, клановая раздробленность Йемена и Ливии, копты в Египте, шииты в Бахрейне и т. д. Ситуации, когда соседи разного кланового происхождения не могут ужиться друг с другом или когда представители разных исламских групп конфликтуют по поводу толкования отдельных моментов Корана и хадисов, не дают предпосылок для единства внутри страны.

В подобных случаях внешним силам очень легко заигрывать с чувствами меньшинств (религиозных, национальных и прочих) и вызывать полную дестабилизацию ситуации. Повлиять на это иначе, чем отдавая приоритетное место в своей жизни законам Ислама, а не личным интересам, нереально. Однако в жизни всё наоборот – национальное, клановое бывает более приоритетным.

Слабость арабских стран исходит из подражательства. Даже на пустом месте нельзя за короткое время построить новую систему. А если разрушать уже то, что имеешь? Тем более создавая ситуацию «черпания» устаревших европейских идей, от которых сама Европа постепенно начинает отказываться? Прогресс ради самого прогресса – утопия. Прогресс должен заключаться прежде всего в том, чтобы большинству эти перемены принесли пользу. И, что самое странное, законы Ислама, которые многие арабские страны открыто игнорируют, – это то, что реально может способствовать их прогрессу. Жаль, что правительства этих государств об этом не задумываются.

Вектор, направленный с  Запада  на  Восток , внешний. Внутренний направлен обратно. Большую часть из того, что  Запад  сейчас имеет, он в своё время экспортировал из арабских стран и экспортирует до сих пор, учась на своих ошибках. Только теперь, забыв свои законы, арабский мир пытается это «своё» вернуть обратно, не учитывая, что за прошедшие столетия изменилось очень много.