Султан-хаджи Мирзаев: «ДУМ Чечни считает главным приоритетом в своих обязанностях консолидацию общества»

После двух чеченских войн духовная жизнь в республике восстанавливается достаточно быстрыми темпами: строятся мечети, медресе, университеты. Централизованно работает Духовное управление мусульман Чеченской Республики. Более подробно об этом рассуждает муфтий Чечни Султан-хаджи Мирзоев специально для сайта Islam.ru.
 
– Султан-хаджи, в мае на отчётном заседании Высшего религиозного совета народов Кавказа в Баку Вы были избраны на должность заместителя председателя данного Совета. Скажите, пожалуйста, какова роль этого совета и что входит в Ваши обязанности?
 
– Высший религиозный совет Северного Кавказа существует с 1998 года, в своё время его членом был Ахмат-хаджи Кадыров (рахимуллах).
 
Сегодня с избранием меня на эту должность, конечно, добавилось много работы. Если оценивать деятельность данной организации, то она работает не в полную мощь. Мало что сделано с момента её создания. 
 
Но сегодня мы решили распределить функциональные обязанности между всеми членами, чтобы каждый досконально знал, что он должен делать и как.
 
Вообще эта организация создана для решения межнациональных, межконфессиональных вопросов, чтобы на Северном Кавказе не было конфликтов в целом, а также для примирения тех или иных сторон. Эта организация может в рекомендательном характере предлагать руководителям регионов Кавказа своё видение именно тех вопросов, о которых мы говорим и которые, к сожалению, сегодня актуальны на территориях Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии, между Грузией и Южной Осетией. 
 
Именно конфликтные вопросы, к сожалению, есть в настоящее время. Религия, какая бы она ни была – Христианство, Ислам и другие, – велит нам решать эти вопросы мирным путём. Любая религия не допускает при этом кровопролития. 
 
Совет призван работать с молодёжью, воспитывая в новом поколении нравственность, чтобы юноши и девушки были здоровыми с точки зрения взаимоотношений между собой, чтобы не было вражды между ними. Данная организация действительно вносит существенную роль в этом направлении. 
 
На последнем совещании Высшего религиозного совета присутствовали представители всех религий, которые встречаются на Северном Кавказе. Все единогласно приняли решение оказывать помощь при возникающих конфликтных ситуациях, как в случае с Карабахом. А мне в связи с назначением на эту должность радоваться нечему, наоборот, она увеличивает мою ответственность и перед Всевышним, и перед обществом. Но, конечно, надо работать, у нас времени не так много. Приходится много трудиться в этом направлении, на себя времени почти не остаётся. 
 
Думаю, Совет внесёт свой вклад и, в принципе, уже кое-что внёс в развитие взаимосотрудничества и взаимосогласия, межконфессиональной и межэтносной дружбы на Кавказе. 
 
– Все духовные лидеры единогласно считают, что недопустимо использовать религию в политической борьбе, межнациональных конфликтах. Согласно Конституции РФ религия отделена от государства. На Ваш взгляд, каким же образом религия может поменять общественное сознание, призвать людей на истинный путь?
 
– Вы знаете, сегодня в России и, в частности, на Кавказе религия играет большую роль именно в противодействии терроризму, экстремизму, которые угрожают безопасности нашей страны.
 
Религиозные деятели – руководитель Духовного управления, имамы – в мечетях ведут работу против экстремизма, против представителей радикальной молодёжи, которые понимают в очень буквальном смысле, что такое джихад, и позволяют себе на основе своих понятий называть мусульман кяфирами. 
 
Прежде всего лидер Духовного управления мусульман должен быть образованным: недостаточно духовного образования, ему нужно иметь и светское. Он должен быть и психологом, чтобы знать, как и на каком уровне можно поговорить с молодёжью. Он должен понимать и чувствовать общество и те процессы, которые в нём протекают. 
 
Я противник того, чтобы использовать религию в политической борьбе. Но сегодня, к великому сожалению, во всём мире именно политические лидеры борются за власть, за богатство, а это противоречит религии. 
 
Но поймите одно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был политиком, экономистом и духовным лидером. Эти качества нужны человеку, занимающему такую должность, чтобы жить, существовать и сосуществовать с другими людьми во всём мире. 
 
Поэтому духовный лидер должен обладать этими качествами, хотя он не политик в прямом смысле слова, но обязательно должен в политике разбираться. Например, в Северной Африке, в странах арабских государств с мусульманскими республиками придумали какой-то режим Каддафи. Такое решение принял Совет безопасности, и вот сегодня, пожалуйста, идёт кровопролитие. А кто жертвы войны? – мирные, ни в чём не повинные женщины и дети. 
 
От духовного лидера не всё зависит, и он не может поменять общество сегодня, потому что к его мнению не все прислушиваются. Но когда духовный лидер выходит призывать людей на истинный путь, то, естественно, он должен быть чистым, честным и быть примером тому, о чём говорит. 
 
Сегодня надо создать такую систему, чтобы власть и духовенство согласованно решали глобальные конфликтные вопросы, которые угрожают тем или иным народам проявлением терроризма, экстремизма, активизацией радикальной молодёжи. 
 
При этом нужно понимать и говорить, что не только в Исламе, но и в других религиях есть радикализм, терроризм, экстремизм. И не только Ислам должен бороться против терроризма, а все конфессии вместе, дружно, путём взаимосотрудничества. И тогда, я думаю, будут результат и победа. 
 
– Скажите, пожалуйста, как происходит взаимодействие государства и религии на территории Республики Чечня? Насколько важна поддержка главы республики?
 
– В работе ДУМ ЧР нас всегда поддерживал морально и материально наш глава республики. И сегодня мы имеет тот результат, которого достигли именно путём взаимодействия власти и религии. И если этого у нас не было бы, то сегодня столько мечетей, медресе не построили бы. Не было бы того резонанса, который есть в республике, того прогресса поднятия и возрождения Ислама. 
 
Сегодня в Чеченской Республике и молодёжь, которая молится, и женщины, которые одеваются по-исламски, – действительно заслуга нашего главы. Мы сегодня победили терроризм в ЧР благодаря тому, что глава республики начал свою работу именно во взаимодействии с духовенством. 
 
Основной акцент мы делаем на религию, и, я думаю, этому примеру должны были бы следовать руководители и других республик, стран, тогда и конфликтов было бы меньше. 
 
– Какую задачу Духовное управление мусульман Чечни считает приоритетной?
 
– Любая задача, будь она маленькая или большая, является приоритетной. А сегодня главное в обществе – это консолидация. Консолидация – суть Ислама. Сегодня мы стараемся объяснить нашей радикальной молодёжи, что на самом деле представляет собой Ислам, что такое ваххабизм, салафизм, хабашизм, что они сеют рознь между мусульманами и за ними следовать нельзя. Ведь Всевышний говорит нам в Коране (смысл): «Вы держитесь за ветвь Аллаха и не разделяйтесь». 
 
Такие организации, как «Братья мусульмане», «Фатх» и другие, только и занимаются, что обливают грязью друг друга, воюют между собой, – естественно, что эта борьба не за Ислам, а за власть. 
 
В нашей республике с помощью Всевышнего и при поддержке главы республики этих проблем нет. Поэтому ДУМ ЧР всегда считало и считает самым приоритетным в своих обязанностях консолидацию общества вокруг главы республики Рамзана Ахматовича Кадырова. 
 
– Какой Вы видите роль религиозного деятеля в современном российском обществе?
 
– К великому сожалению, в России очень много духовных лидеров; я бы сказал, что из них 50 процентов – псевдолидеры, у которых всего 2–3 мечети, а называют себя муфтием определённого региона. Бывает, что в одном регионе несколько муфтиев – это очень плохо. Плохо с той точки зрения, что молодёжь смотрит на такого муфтия, ожидая какой-то духовной пищи в Исламе, какой-то проповеди. А когда молодые люди видят, что некий мусульманин считает себя хорошим, а другого при этом плохим, да ещё создаёт новое ДУМ, то они негативно начинают смотреть на всё это. Думаю, что духовный лидер должен показывать во всём пример, быть образцом во всех деяниях. 
 
– Если оценить духовный уровень чеченской молодёжи, какую бы оценку Вы дали?
 
– Сегодня очень трудно дать какую-то однозначную оценку нашей молодёжи, встречаются и хорошие и плохие люди; но, к счастью, когда я захожу в мечеть на пятничную молитву, я вижу молодёжь, и меня это очень радует. 
 
У нас создано много разных клубов: «Патриот», «Путин», молодёжный парламент, среди участников есть умные ребята, которые стараются что-то делать. Случается, что некоторая часть молодёжи на них негативно смотрит, считая, что они на неправильном пути. 
 
Сегодня, если не возрождать наши обычаи, традиции и не поднимать Ислам, то, естественно, будет очень трудно. Наша молодёжь очень перспективная, умная, красивая, её просто надо умело направлять в нужное русло, и наш глава в этом помогает. 
 
– Как проходит религиозное обучение юношей и девушек в Вашей республике?
 
– В республике есть Российский университет им. Кунта-Хаджи, Курчалоевский институт им. Ахмата-хаджи Кадырова и более 20 медресе. В медресе единая программа обучения, и по этой программе обучаются и юноши, и девушки. В процессе обучения, естественно, студентам объясняют, что такое радикализм, терроризм, экстремизм, что такое джихад, и полностью обучают Шариату. 
 
– Султан-хаджи, где искать единство и среди мусульман, и среди всего российского общества?
 
– В России лишь одна беда – национализм. У нас есть межконфессиональные и межнациональные проблемы, некоторые политики, и псевдопатриоты России поднимают даже вопрос об отделении Кавказа от России. Зачастую во многих возникающих проблемах ещё до выяснения обстоятельств и СМИ, и правоохранительные органы сразу пытаются разглядеть кавказский след. Вот это приводит к разобщению между народами. 
 
Мы помним политику в годы СССР, когда преподносилось, что все национальности едины: ни русский, ни немец, ни казах, ни уйгур, ни узбек не лучше другого, все одинаковы; так ведь и в Коране сказано: «все одинаковы». 
 
– Султан-хаджи, каковы Ваши пожелания мусульманской умме России?
 
– Желаю всем мусульманам России и всего мира прежде всего взаимопонимания, взаимоуважения, единения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я вам оставляю две драгоценности, это Коран и Сунна. И вы никогда не будете заблудшими, если будете придерживаться их». 
 
И если мы будем следовать Корану и Сунне, то никогда не заблудимся. И, конечно, желаю крепкого здоровья – это самое большое счастье для человека. Как мусульманской умме, так и немусульманам, всем религиям мира желаю семейного благополучия. Пусть Господь будет вами доволен!

 

Беседовала Наира Махмудова