«Если не сможете удержать свою свободу, ищите покровительства у турков»

Зачем в Молдове пытаются стравить православных с мусульманами?

Исторически именно мусульмане позволили молдованам сохранить свою православную идентичность – эту истину в сегодняшней Молдове позабыли. А зря!

До недавнего времени Ислам в Молдове не был признан на официальном уровне, из-за чего правоохранительные органы страны препятствовали проведению коллективных молитв и подобных мероприятий.

Мусульманская община Кишинёва впервые пыталась пройти регистрацию в 2000 г., однако получила отказ. Впоследствии верующие обращались в судебные органы Молдовы и в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Молдова – единственная из стран СНГ, в которой Ислам не был признан официально.

14 марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы легализовало Ислам и зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в стране официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения. 

Вместо того чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, чем искусственно раздувается межконфессиональный конфликт. 

Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, даёт возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос: зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно? 

Сейчас медиа-пространство Молдовы стало ареной развёртывания информационной борьбы. При просмотре новостей с её территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против того, чтобы дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так. Прошедший 18 мая 2011 года параллельно с митингами различных православных ассоциаций митинг Антидискриминационной коалиции собрал людей, не согласных с дискриминацией других религий в этой преимущественно православной стране. Сотрудница пресс-службы коалиции Марианна Гэлеску высказалась о недопустимости таких проявлений нетерпимости, особенно с учётом светского характера государства. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. 

Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по местным выборам, заставляет думать о политической подоплёке «крестового похода». 

Вероятно также, что молдавская Церковь, обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, которое вызвано их повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить хоть оставшуюся часть своей паствы, ограждая её умы от «захвата» другими конфессиями. Причём на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались весьма, мягко говоря, сомнительными аргументами. Одним из их аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике являлось воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые когда-то имели место. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнёрские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинёва никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. 

Турция – не единственная страна, с которой молдаване в своё время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие антитурецкие аргументы участники обсуждения, за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки, и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчинённый статус Молдовы. 

Более того, Штефан чел Маре (Великий), фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность. И то, как он говорил об этом для своих потомков, можно найти в летописи Грегори Уреке: «...если вы хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили на языке ваших предков, а не подражали соседям, – не принимайте покровительства ни поляков, ни венгров, ни московского царя. Они, если приходят на какую-либо землю, никогда не уйдут с неё, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры, и они будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнётом. На сегодня самыми сильными являются турки. Очень желаю, чтобы вы оставались независимыми. Но если так случится, что вы не сможете удержать свою свободу – ищите покровительства у турков. Они не присваивают земель в чужом государстве и не строят своих мечетей, и не навязывают своего языка, и не запрещают использовать любой другой язык». 

Противники придания Исламу официального статуса апеллируют и к тому, что теперь в стране появятся экстремисты. Однако легализация Ислама как раз поспособствует тому, чтобы консолидировать мусульман республики, дать им возможность получать достоверные знания о своей религии, чтобы их не могли, используя подложную аргументацию, завербовать различные организации экстремистского толка. И наоборот, если загонять мусульман республики в подполье, то при этом теряется любая возможность централизованно доносить до верующих истинные, подтверждённые Кораном и достоверной Сунной знания об Исламе и видеть, что занимает их умы и настроения и какие идеи взращиваются на благодатной ниве умов молодёжи.

Поэтому в целях координации и плодотворного и взаимовыгодного взаимодействия с проживающими на территории республики мусульманами у последних должна быть возможность легально исповедовать свою религию и создавать представительские органы для плодотворного сотрудничества с остальной частью населения. 

На защиту мусульман встало гражданское общество. Вновь всплыла тема прав человека. Ведь в Молдове зачастую говорят о демократии, о правах всех людей, но только как о приоритете большинства. Здесь часто сталкиваются с ситуацией, когда говорят, что права имеют все граждане, но преимущество остаётся за большинством. Это неправильно для страны, которая стремится в Европу. 95 % граждан страны исповедуют Православие. И это тот самый случай, когда традиционная христианская толерантность смешалась с опаской к чужой религии. Ведь большая часть последователей Ислама в Молдове – 17 тысяч из 20 – это приезжие: студенты, аспиранты, бизнесмены. Впрочем, приезжие арабы и турки на жизнь в Молдове не слишком жалуются.

Строить мечети мусульмане Молдовы сейчас не планируют. Или пока об этом публично не заявляют. Ведь это может вызвать новую волну недовольства. Сами мусульмане к повышенному вниманию относятся спокойно. Но всё-таки надеются, что со временем православное общество привыкнет к своим новым соседям.

Ислам в Молдове. Дебаты о разрешении.

Канал TV7. Передача "Открытая студия"