Богобоязненность против фобий

«О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам (способность) различения, очистит вас от ваших дурных деяний и простит вас, ведь Аллах – Обладатель великой милости!» (Коран, 8:29).

Как следует из сказанного – не должно людям бояться никого, кроме их Творца. Однако зачастую в жизни бывает обратное.

Мы живем в мире навязчивых страхов, в мире фобий. Причем этим страхам подвержены не только обычные люди, но и мусульмане тоже, хотя они-то, в первую очередь, и должны помогать обществу избавляться от страхозависимости.

Навязчивые страхи (фобии) влияют на нашу жизнь гораздо сильнее, чем нам может показаться. Когда вера в душе человека ослабевает или вовсе отсутствует, он начинает бояться всего остального, того, перед чем чувствует себя беззащитным.

В современной психотерапии принято разделять фобии в зависимости от того, какая причина их вызывает. Так, из наиболее известных и распространенных: клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), агорафобия (боязнь открытого пространства), аутофобия (боязнь одиночества), батеофобия (боязнь высоты), нозофобия (боязнь заразиться и заболеть) и т. д.

Сегодня появились и новые специфические виды фобий, которые связаны с этническим и религиозным фактором. Из таковых в нашей стране можно назвать исламофобию, кавказофобию и все, связанное с ними.

Иногда при нахождении в обществе людей, которые боятся и презирают тебя исключительно по причине того, что ты носишь платок, ходишь в мечеть или хоть как-то внешним видом напоминаешь мусульманина, становится достаточно тяжело. Более того, когда общество охвачено фобией в отношении тебя, то и сам начинаешь платить ему той же монетой – в душе мусульманина может поселиться ответный страх. Этого надо стараться избегать.

В мусульманской середе навязчивых страхов подчас не меньше. К ним можно отнести кяфирофобию (фобия в отношении неверующих), милицеофобию, школофобию, женщинофобию, мужчинофобию, медицинофобию и др. Все это, конечно, мои неологизмы и никто из приверженцев Ислама, наверное, с подобными страхами не обращался к психотерапевтам, однако – эти фобии среди нас встречаются.

Зачастую мы боимся лишний раз выйти на улицу из-за того, что вокруг немусульманское окружение, из-за того, что оно может оказать дурное влияние на чистоту нашей веры и проч., забывая подчас о том, что Пророк Мухаммад (мир ему) и первые из сподвижников жили среди немусульманского (куда как более враждебного окружения) в течение долгих лет и не утратили своей веры, а, наоборот, она только укрепилась.

Многие мусульмане боятся встреч с милицией. При виде представителя органов правопорядка у них появляются сердцебиение, холодный пот, тяжесть в ногах, слабость, резкая головная боль, затрудненное дыхание, тошнота и полуобморочное состояние; силы стремительно покидают их, и кажется, что вместе с ними уходит и сама жизнь…

Однако в большинстве случае именно эта симптоматика, становясь видимой, выделяет вас из толпы, и милиционер вместо того, чтобы обойти стороной, не обращая никакого внимания, подходит к вам. Завязавшийся в результате разговор становится не совсем приятным.

Многие мусульмане боятся отдавать детей в школы. Причем причины также зачастую надуманны и иррациональны: ребенок будет кушать не халяль, общаться с немусульманами, его научат верить во что-то другое… Причин можно насчитать очень много.

В итоге, интеллигентные родители, имеющие зачастую по 2 высших образования, категорически не отдают детей в школы, считая, видимо, что ребенок и дома научится писать и считать, и этого ему будет достаточно для жизни. Позиция крайне неверная и, более того, вредная для общества.

Мусульманам сейчас очень не хватает квалифицированных специалистов, а такие родители изначально «приговаривают» своих детей на малополезное для уммы существование. В конце концов, если уж страх слишком силен, то надо не отгораживаться от него, а, пока дети еще маленькие, идти и добиваться создания мусульманских школ или классов.

Также иногда мусульмане начинают тотально запрещать общение между полами, причем полностью. По Шариату, естественно, мужчины и женщины отделены друг от друга, но это не значит, что при виде девушки мужчина должен переходить на другую сторону улицы. Степень дозволенности в общении и сотрудничестве представителей разных полов определена и не стоит искать способы ее увеличения или уменьшения.

Многие из мусульман не хотят обращаться к врачам, даже если заболеют очень серьезно. Они предпочитают лечиться дома «по Сунне», забывая, что как раз в этой самой Сунне сказано, что если захвораешь – обращайся к специалисту.

Многие боятся рекомендаций врача и того, что прописанные лекарства только навредят их здоровью, списывая свой страх на то, что данных средств во времена Пророка Мухаммада (мир ему) не было и их применение никак не может быть Сунной. Однако при этом благополучно забывается, что и электричества, компьютеров, мягкой мебели, телефонов и прочего тоже не было в то время, а мы всем этим пользуемся, в том числе и для распространения Ислама.

Что же теперь: мусульманин должен «согласно Сунне» жить в хижине, без средств связи, при лучине…? Естественно – позиция неверная.

И таких страхов среди мусульман великое множество.

Все они свидетельствуют по большому счету только об одном – о слабости степени нашей веры и низком уровне понимания Ислама. Ведь Аллах нас предупреждает о том, что нужно бояться только Его и только к Нему устремляться всем сердцем.

Все наши страхи выдают слабые места в нашей вере. Если мы боимся выйти на улицу и подвергнуться влиянию немусульман - значит, не так крепки наши убеждения, как нам кажется. Если мы боимся, что отданный в школу ребенок отклонится от Шариата, - значит, в первую очередь мы в этом виноваты. Значит, мы его неправильно воспитали, раз он стал мнение одноклассников и учителей ставить выше родительского.

Если же бояться врачей и считать, что они только и ждут, как навредить здоровью, – то, по большому счету, это уже параноидальные тенденции. Все-таки следует успокоиться на сей счет и поискать специалиста, которому лично вы доверяете.

Чтобы победить эти страхи, в первую очередь, нам надо научиться бояться Аллаха должным образом и трезво оценивать мир, в котором живем.

Вот такое интересное современное общество складывается: все боятся мусульман и мусульмане всех боятся. Кто начал это бесконечное противостояние – сказать сложно, но одно – точно: надо искать выходы из сложившейся ситуации. И, наверное, следует в этом быть первыми именно мусульманам.

Нам надо стараться жить в соответствии с Шариатом, не перегибая установления религии в ту сторону, в которую бы нам хотелось. Тогда мусульмане смогут вполне органично вписаться в окружающее общество, и окружающие не захотят и не смогут жить без исламского компонента.

Даже сейчас заметны подобные тенденции. Некоторые боятся брать на работу мусульманок в платках, однако те, которые все-таки решаются на это, через некоторое время убеждаются в том, что были правы.

Ведь мусульманка, если она соблюдает установления своей религии, никогда не позволит себе халтурно выполнить задание, обмануть, заниматься решением своих личных проблем в рабочее время. Мужчина-мусульманин не придет на работу в нетрезвом виде, не будет устраивать перекуры через каждые полчаса, не станет заводить служебных романов. Дети в школе не создадут никакой социальной напряженности, будут стараться как можно более полноценно учиться.

Если так посмотреть – то одни только плюсы получаются. А, может, мусульман боятся совершенно не за то, что они могут устроить взрыв в метро, а за то, что они более конкурентноспособны; есть опасения того, что через некоторое время, если человек захочет найти достойную работу, он вынужден будет ориентироваться на исламские стандарты?

Кто знает, может и так. Но для этого мусульманам надо преодолеть свой страх перед обществом и научиться вере в Аллаха в полном смысле. Если человек живет по установлениям Ислама, учил Пророк (мир ему), – его полюбит Аллах, затем Он передаст через Джабраила повеление ангелам возлюбить этого человека, а затем – его полюбят и все люди… А если так – то смогут ли сохраниться межрелигиозные фобии на земле?!