На что по закону имеет право мусульманин? Отвечает юрист Р. Абдрахманов

Мы постоянно сталкиваемся с проблемами юридического характера. В то же время уровень грамотности мусульман нашей страны в этой сфере пока оставляет желать много лучшего. Мы почти не знаем, как защитить свои права перед произволом работодателя, а также как правильно, в соответствии с законом, организовать религиозную деятельность.

С целью помочь единоверцам разобраться в этих вопросах недавно была создана юридическая Интернет-консультация для мусульман. Со своей стороны, мы попросили ответить на некоторые актуальные для всех последователей Ислама, проживающих в РФ, вопросы консультанта службы «M.Lawyers» Равхата Абдрахманова.

- Имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за того, что он соблюдает нормы Ислама, прежде всего, речь идет о ношении хиджаба, совершении намаза?

Расторжение трудового договора является фактическим увольнением человека с работы. Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрен определенный перечень оснований для увольнения сотрудника как по собственной инициативе, так и по инициативе работодателя. Для тех, кто хочет больше узнать об этих основаниях, рекомендуем ознакомиться с ст.77,78,79,80,81 Трудового кодекса РФ.

В данном случае представляют интерес основания увольнения работника по инициативе работодателя на по причине того, что первый соблюдает предписания Ислама на рабочем месте. Нормами трудового законодательства Российской Федерации не предусмотрены основания для увольнения сотрудника по религиозному признаку, но все же при желании работодатель сможет уволить мусульманина даже из-за личной неприязни. Думается, что такими основаниями может стать психологическое давление руководства и коллектива, в результате которого работник сам добровольно примет решение о расторжении договора по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ). Если работодатель принял решение уволить мусульманина по причине его религиозности, то теоретически он сможет организовать это, например, за несоответствие работника занимаемой должности (п.3. ст. 81 ТК РФ).

Да, это является нарушением правовых и этических норм со стороны работодателя. Данные деяния можно оспорить в суде или написать жалобу прокурору. Надо стараться добиваться справедливости всеми законными методами.

Следующим основанием для увольнения может стать дисциплинарное взыскание (замечание и выговор) и неоднократное невыполнение работником трудовых обязанностей (п.5. ст. 81 ТК РФ). Инициировать увольнение работника по данной статье для грамотного руководителя не составляет особого труда. Например, работнику объявляется дисциплинарное взыскание за любой мелкий проступок, а потом работник уведомляется о том, что он не выполнил несколько раз свои трудовые обязанности на основании устного распоряжения руководства.

Как правило, при заключении трудового договора стороны не прописывают в нем все обязанности работника, а ограничиваются общими формулировками стандартных должностных инструкций, которые не всегда предусматривают порядок принятия устных и письменных распоряжений. Это и является слабым местом для работника.

Еще одним основанием для увольнения может стать нарушение сотрудником требований по охране труда, если они повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия или создавали реальную угрозу возникновения таких последствий (п. 6 (д) ст.81 ТК РФ). Например, работник промышленного химического предприятия отошел от рабочего места на 20 минут совершить намаз в рабочее время, хотя у него есть право на перерыв позже, и таким образом создал ситуацию, которая для остальных работников стала угрозой нарушения техники безопасности на предприятии. За такой проступок работник может быть уволен.

По данной норме трудового законодательства можно уволить и мусульманку в хиджабе, т.к. требования по охране труда в некоторых местах предусматривают ношение работниками специальной формы.

- А когда же совершать намаз на работе и предусмотрены ли для этого специальные перерывы для мусульман?

Да, намаз вы можете совершать вовремя и коллективно в некоторых мусульманских странах, а у нас в России необходимо уметь приспосабливаться к ситуации. Для молитвы вы можете воспользоваться вашим правом на перерывы, которые предусмотрены ст.108 ТК РФ для отдыха и питания, а так же специальными перерывами для обогрева и отдыха, которые предоставляются для отдельных видов работ в соответствии со ст. 109 ТК РФ.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

Обращаю ваше внимание, что время предоставления перерыва является договорной нормой. Если иное не предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка, то с работодателем можно договориться о предоставлении вам индивидуального графика для отдыха, питания или обогрева, во время которых можно совершать намаз.

- Где молиться на рабочем месте?

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

В данных помещениях вы можете совершать намаз, а если их нет на предприятии, то у вас есть право требовать создания таких помещений. Отказ работодателя в выполнении ваших просьб является для предприятия и его руководства серьезным нарушением трудового законодательства и влечет значительные санкции со стороны государства.

- Какие права по закону есть у мусульман для соблюдения религиозных предписаний в больницах, роддомах и других медицинских учреждениях?

У мусульман есть права и возможности для соблюдения религиозных предписаний в больницах и роддомах. При желании возможно совершение намазов и даже проведение пятничной (джума) молитвы. Религиозные организации (кроме религиозных групп) вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Данные возможности предоставлены в соответствии с п.3. ст.16 ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях».

Правила пребывания в больницах не запрещают выполнение намазов, но существуют ограничения по соблюдению режима сна и отдыха. Нарушение может повлечь отказ в предоставлении медицинских услуг.

Статья 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определяет право на «допуск к любому пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения». То есть, согласно этой статье, каждый человек, исповедующий Ислам, имеет полное право во время, свободное от процедур, диагностических манипуляций, обходов, молиться и проч. Главное, чтобы это не нарушало распорядка больничного учреждения. Надо стараться все делать по согласию и находить компромисс со своим лечащим врачом и медперсоналом.

Рацион питания в российских больничных учреждениях пока почти полностью является харамным (запретным с точки зрения Ислама), но принудить медицинское учреждение для приготовление вам халяльной (дозвоенной по Шариату) еды невозможно даже через суд, т.к. нормы и рацион питания утверждаются профильным министерством. Однако вы можете питаться в индивидуальном порядке тем, что вам приносят родные и близкие.

Альтернативой являются платные медицинские учреждения, в которых вы являетесь участником договорного процесса и можете установить с другой стороной особый режим пребывания и питания.

Невозможность же выбор врача в роддомах не является нарушением прав мусульманок, т.к. в соответствии с нормами Шариата допускается пользоваться услугами врачей-мужчин при необходимости.

- Что дает нам конкретно графа Конституции о свободе верить и жить в соответствии с правила своей веры? Как этим грамотно можно воспользоваться?

В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать религию индивидуально или коллективно. Каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Так же, в соответствии со статьей 29.п.1. Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Основным законодательным актом в Российской Федерации, который определяет права на вероисповедание, является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Свобода вероисповедания, на наш взгляд, не является юридической нормой, а больше морально-нравственной, т.к. в отношении убеждений и мыслей человека невозможно применить меры государственного принуждения в виде наказания или порицания до тех пор, пока эти убеждения не стали причиной для фактических действий человека. Действия же человека на основании своих убеждений являются юридическим фактом и могут быть оценены в соответствии с законодательством любого государства. В России нет прецедентов, которые полностью подтверждают факт наказания человека за его вероисповедание, но есть факты притеснения верующих за их фактические действия по распространению религиозных убеждений.

Для верующих нашей страны представляют интерес практические возможности действовать и жить в соответствии с религиозными убеждениями. В России есть правовые способы, которые позволяют реализовать в повседневной жизни некоторые нормы Шариата.

Например, возможно создание мусульманских религиозных организаций, объединений и религиозных групп. Обращаю Ваше внимание, что организация религиозных объединений в форме юридических лиц происходит в заявительном порядке, хотя и встречаются случаи неформального давления по разрешительному принципу.

Безусловно, создание религиозных организаций дело не простое и требует определенных навыков ведения конструктивных переговоров как с централизованными религиозными организациями (в нашем случае это духовные управления мусульман), так и с местными властями. Но при желании и должном упорстве в достижении цели возможно создание мусульманских организации даже без участия муфтиятов.

Самым простым способом объединения мусульман для совместного вероисповедания и распространения Ислама является организация религиозной группы. Данная форма объединения позволяет получить возможность создания своей мечети и медресе без регистрации юридического лица в любом населенном пункте за один день. Рекомендуем для использования данную форму объединения мусульман.

За исключением незначительной части гражданского законодательства, мусульмане в России имеют возможность вести коммерческие дела по нормам, не противоречащим Шариату, путем заключения соответствующих договоров с определенными условиями. Так же в России допустимо ведение кредитно-финансовых и инвестиционных операции со многими банками по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления и заключения соответствующих форм договоров. Данные формы сотрудничества с банками полностью исключают применение ссудного процента, который в Исламе является запретным.

Думается, что исключением для мусульман России является практическая невозможность соблюдения своих прав по исламскому уголовному праву, поэтому призываю всех единоверцев прилагать усилия для того, чтобы не оказаться участниками уголовного процесса ни в качестве потерпевшего, ни в качестве ответчика.

Интересным, с точки зрения российского законодательства, является факт возможности соблюдать предписания по разделу наследства по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления завещаний в определенной форме. В данный момент мы активно занимаемся изучением данной темы.

В целом же, для того чтобы грамотно воспользоваться своими правами и имеющимися уже возможностями в России, необходимо по интересующему вопросу спросить мнение исламского ученого, а потом поинтересоваться у юристов о возможности реализации ваших идей путем придания им юридической формы, не противоречащей Шариату.

Беседовал Анвер Агаев