Ваххабизм

Ваххабизм – религиозно-политическое движение, возникшее в XVIII веке в Центральной Аравии, в Неджде. Оно начало свою активную деятельность под лозунгом «очищения» Ислама, «возвращения» к порядкам времен Пророка (мир ему и благословение) и объединения арабов против Османского халифата.

Английские колонизаторы использовали эту ситуацию в своих целях: именно они вооружили сторонников ваххабизма для борьбы с центральной властью. Именно поэтому ваххабиты объявили кяфирским те формы Ислама, которые поддерживались Стамбулом. Этот эпизод показателен: достижение узких групповых интересов с начала их существования не мешало им объявить неверными мусульман.

По сути, для ваххабитов приоритетом является достижение власти, а религия выступает лишь как метод на пути к цели. В этой связи можно привести много кровавых примеров из истории.

Одной из причин возникновения ваххабизма является внешнее воздействие. Наличие единого, хоть и слабеющего, мусульманского государства не устраивало ведущие европейские колониальные державы. Своим основным методом они избрали провоцирование внутреннего раскола и инициацию перманентного внутримусульманского конфликта.

По мнению многих историков, целенаправленно в этом направлении работала Британская империя. В течение XVII века достаточно заметное количество молодых людей — европейцевхристиан, под видом принявших Ислам неофитов, проникают в Турцию, Египет, Сирию, обучаются там в лучших мусульманских духовных учебных заведениях, становятся крупными специалистами —«мусульманскими богословами», а по сути первыми штатными исламоведами британских спецслужб.

В результате к началу XVIII века они находят эффективные пути для нанесения удара по разлагающейся Османской империи. Их методом был избран буквализм — следование букве хадисов и аятов Коранва, а не их смыслу, что переворачивает с ног на голову все исламское богословие. Так, автор первого перевода смыслов на английский язык Корана, который вышел в 1734 году, протестант Джордж Сейл, пишет в предисловии: «Одни только протестанты сегодня способны атаковать Коран, и для них, я полагаю, провидение оставило славу этого ниспровержения».

На участие английских протестантов в формировании ваххабитов обращают внимание многие исследователи. Оба направления «роднит религиозный фанатизм, использование всех средств, в том числе и не совсем корректных, для пропаганды собственных взглядов и граничащие с насилием (физическим и духовным) методы распространения и поддержания своих убеждений».

Об участии аналитиков английских специальных органов в создании теологии ваххабитов свидетельствует и то, что протестанты в христианстве уверены, что только они являются носителями истинной веры и уже спасенными свыше людьми по сравнению с другими христианами, причем именно протестанты основывают свое учение на слепом следовании букве церковного учения, игнорируя духовное разнообразие окружающего мира. То же происходит и с ваххабитами, которые посвоему толкуют Коран и хадисы.

Таким образом, возникает это движение и становится известным под именем «ваххабизм». Первым практическим деянием Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба стало разрушение могилы сподвижника Пророка (мир ему и благословение) Зейда ибн аль-Хаттаба в Джубейли, она была сровнена с землей. В 1803 году ваххабиты захватывают Мекку, затем Медину, где они разрушают все могилы, в том числе Аишы, Фатымы, а также некоторых сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Так, под лозунгом «возвращения к первоначальной религии» шло фактическое разграбление и уничтожение художественных ценностей мусульман. Известно, например, что одних драгоценностей из мечети Пророка (мир ему и благословение) было продано ваххабитами на сумму 100 тысяч золотых талеров.

В постсоветский период наблюдается массированная ваххабитская пропаганда в нашей стране. Секрет ее успеха также многими увязывается с щедрой финансовой и иной помощью помощью, которую могли оказать ваххабиты мусульманам, в особенности молодежи, лишившимся практически всего, включая перспективы на улучшение своего положения, в результате неолиберальных реформ.

Отсутствие в начале 1990-х годов мусульманспециалистов по Исламу, теологов создало для проникновения ваххабизма крайне благоприятную обстановку. Это усугублялось расколом внутри «традиционного духовенства». В их среде развернулась открытая борьба за право контроля поступающих от фондов из Персидского залива средств. «Помощь»практически всегда была идеологически обусловлена.

Для достижения своих целей работа ими велась в нескольких направлениях одновременно: вызов на учебу в Саудовскую Аравию молодых людей, детей и заинтересованных представителей так называемого духовенства, распространение соответствующей литературы на русском языке, а также открытие учебных заведений непосредственно в РФ и ускоренная подготовка кадров под руководством привезенных арабских учителей и проповедников из-за границы. Все эти усилия не пропали даром.

Сейчас в России существует достаточно широкая ваххабитская среда, причем нельзя сказать, что она вся структурирована. Существует внушительная масса верующих, получивших знание об Исламе путем чтения ваххабитских брошюрок (т.к. других фактически не было), и вовлеченных таким образом более или менее в орбиту их идеологического влияния, но не являющихся по сути откровенными и убежденными ваххабитами. Есть размытая группа симпатизирующих, но в то же время действуют и устойчивые ваххабитские общины.

Ваххабиты стремятся создавать свои группы для последующего использования в политической борьбе, в основном упор делается на молодежь. В людях воспитывается беспощадность, нетерпимость к мнению других, неуважение к религиозным чувствам придерживающихся иных воззрений. Не согласных с ними ваххабиты, зачастую, основываясь на умозрительных аргументах, объявляют мушриками (многобожниками). По их мнению, в первую очередь, необходима борьба с мусульманами, отступившими, по их мнению, от Ислама.

Несмотря на то, что о ваххабизме много пишется в СМИ и литературе, очень мало действительно научных, компетентных и не ангажированных работ. Из книг можно назвать: «О ваххабизме», «Заблуждение ваххабитов».