Матиас Бассо: Европейские интеллектуалы открывают двери Ислама

Где спрятан ключ к пониманию религии Творца?

Матиас Бассо – испанский режиссёр, фотограф, который принимал участие в создании множества фильмов в Великобритании, Германии и Испании. Матиас около 20 лет назад обратился в Ислам и принял мусульманское имя Малик. В настоящее время возглавляет испанскую кинокомпанию «Гарната Медиа», которая занимается созданием фильмов об Исламе и мусульманах. Матиас рассказал нам о своём приходе в Ислам, своих взглядах и проектах, о мусульманах в Испании.

– Матиас, расскажи, как ты пришёл к Исламу?

– Это было достаточно давно, около 20 лет назад. В то время я начинал заниматься фотографией. Один из моих друзей, журналист, работал над проектом в Южной Испании о мусульманах Гранады. В Гранаде находилось сообщество мусульман, которые, будучи коренными испанцами, пришли в Ислам. Мы с другом начали делать репортаж об этом мусульманском сообществе для одной из барселонских газет.

Тогда это был мой первый визит в Андалусию, которая сильно отличается от моей родной Каталонии. Мы провели в Гранаде около недели в обществе мусульман. Делали с ними интервью, расспрашивали о том, как и почему они пришли в Ислам. Также я много фотографировал. Помимо этого они пригласили меня на свой праздник, кажется, это был Курбан-байрам. Там мне представилась возможность пообщаться с большим количеством местных мусульман. После завершения проекта мой друг уехал в Барселону, а я остался еще на некоторое время в Гранаде по приглашению шейха местного сообщества. Я прожил неделю в его доме, что оказало на меня сильное влияние. В итоге решил следовать мусульманскому образу жизни: начал вставать на утреннюю молитву, совершать другие обязательные поклонения. Так продолжалось около недели, после чего я понял, что это мои люди, моя религия, мой жизненный путь.

– Гранада оказала на тебя столь значительное влияние, что ты переехал сюда из родной Барселоны. Чем ты здесь занимаешься?

– После принятия Ислама я начал много путешествовать, заниматься съемками фильмов. Делал фильмы в Германии, других регионах Европы, учился в университете в Великобритании, жил во многих странах, таких как ЮАР, Малайзия. Недавно я решил заняться работой над фильмами об Исламе и мусульманах, поэтому я приехал в Андалусию для работы в кинокомпании «Garnata Media», которая занимается созданием фильмов и документальных проектов в этом направлении.

– Какова тематика твоих фильмов?

– Сейчас я занят работой над серией документальных фильмов о новообращенных мусульманах, о таких людях как я, которые пришли в Ислам из другой веры. При общении с новообращенными мусульманами выясняется, что у всех них есть интересные и удивительные истории. Например, один парень из Чили оделся в арабскую одежду во время карнавала. После карнавала он встретил группу мусульман, которые спросили у него, был ли он мусульманином. «Нет, это всего лишь одежда для карнавала», – ответил он. После этого он втянулся в общение с этими мусульманами и сам принял Ислам.

Всевышний приводит людей к истинной религии самыми разными путями. Я пришел к вере через мою работу – фотографию. Есть также множество других интересных историй. Еще один пример: мой друг, французский актёр играл в спектакле роль уставшего от жизни интеллектуала. В конце концов, он и сам почувствовал усталость от жизни. Это заставило его искать свой жизненный путь, что, в итоге, привело к Исламу. Каждая подобная история уникальна и увлекательна.

Также мы делаем фильмы о пяти столпах Ислама. Пять разных режиссеров-мусульман с разных концов планеты будут делать фильм об одном из пяти столпов Ислама: шахада, намаз, пост, закят и хадж. Это будет пять коротких художественных фильмов под общим названием «Ислам. Пять столпов». Помимо этого мы работаем над фильмом о мусульманах Испании.

– Много ли мусульман в Испании?

– В Испании проживает около двух миллионов мусульман, большинство из которых эмигранты из стран Северной Африки, в основном Марокко, также из Пакистана, Индии. И только несколько тысяч коренных испанцев, принявших Ислам.

– Что заставляет испанцев приходить в Ислам?

– Как я уже говорил, у каждого своя история. В нашем сообществе есть бывшие атеисты, христиане и даже буддисты. Ведь Аллах приводит людей к Исламу самыми разными путями.

– На следующий год ты хочешь привезти свой фильм на Казанский фестиваль мусульманского кино.

– Да, совсем недавно я узнал, что в Казани проводится фестиваль мусульманского кино, и в следующем году хочу принять участие в фестивале.

– Помимо этого ты собираешься делать фильм об Имаме Шамиле. Как возникла эта идея?

– Я прочитал увлекательную книгу Лесли Бланша «Сабли рая». Я был очень впечатлен романом, после первого прочтения я начал читать его во второй раз. Хотя это художественное произведение, автор провел много исследований об Имаме Шамиле и Дагестане. Мусульманам нужны личности для подражания их детей, подростков, а Имам Шамиль один из величайших героев в нашей истории.

Также я считаю, что мусульмане должны активнее внедряться в медиа-пространство: в кинематографию, в телевидение. Сегодня со стороны медиа создается много негатива в адрес мусульман, формируются отрицательные стереотипы об Исламе.

– Я был очень удивлен, обнаружив в Гранаде Центр исламских исследований. Какие исследования проводятся в центре?

– Мечеть, при которой находится центр, была построена в 2003 году испанцами, принявшими Ислам. Это первая мечеть в Андалусии после завершения Реконкисты в 1492 году. До этого были только молельные комнаты, и это первая мечеть с минаретом. Центр исламских исследований создан для изучения Корана, исламских наук, арабского языка. И, конечно же, основная цель создания центра – духовно-просветительская работа, мы рассказываем людям об Исламе. Любой желающий может прийти в центр и сад при мечети, мы приглашаем испанцев на мусульманские праздники, готовим для них угощения, кроме этого в течение года проводит много разных мероприятий.

– В Гранаде широко распространен суфизм.

– Многие мусульмане-европейцы, которые обратились в Ислам в последние 30 лет, осуществили это через суфизм. Тарикат – это не какие-то тайные знания, скрытые от непосвященных, тарикат способствует совершенствованию человеческого характера. Суфизм дает возможность человеку развиваться духовно и совершенствоваться.

Также суфии всегда поддерживали социальную справедливость, поэтому мы проводим значимую работу в этой сфере. Мы собираем закят и стараемся распределять его нуждающимся так, как это было присуще мусульманской традиции.

– Что ты сам получаешь от тасаввуфа? Каково его влияние на твою жизнь?

– Я считаю, что тасаввуф нельзя отделять от Ислама, это одно целое. Суфизм – традиция Ислама. Я думаю, мы нуждаемся в тасаввуфе, так как он позволяет нам постоянно поминать Всевышнего и становиться ближе к Нему, развиваться духовно. Я не хочу отделять тасаввуф от Ислама, это и есть Ислам.

– Здесь в Андалусии, в особенности в Гранаде, находится граница между восточной мусульманской цивилизацией и западной европейской. Тебе, как мусульманину-европейцу, какая цивилизация ближе?

– Я считаю себя европейцем и моя родня культура – западная. Также я мусульманин, но это не значит, что я, отбросив западную культуру, взял себе восточную. Ислам сам по себе не культура, а культурный фильтр. В каждой стране Ислам принимает национальный оттенок и служит фильтром, который отбрасывает плохие традиции и оставляет только хорошие. Когда Ислам пришёл в Европу, многие элементы культуры, такие как архитектура, мода и др., образ жизни людей остались прежними, так как Ислам позволяет это. А алкоголь, проституция и другие негативные явления, конечно же, запрещены.

Для меня нет противоречия в том, чтобы одновременно быть мусульманином и европейцем. Я не хочу навязывать себе арабскую или иную восточную идентичность, я – европеец. Существует традиция европейского Ислама, например, в Андалусии или во владениях Османской империи, есть также мусульманская европейская идентичность.

– По-твоему, различие в культурах – не преграда для принятия Ислама?

– Конечно нет! Послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) обращено к людям всех культур, ко всему человечеству. Не существует какой-либо культуры, которая противостоит Исламу. Какие-то культурные элементы будут отфильтрованы после принятия Ислама. Но нет конфликта между национальной культурой и Исламом.

– Почему же тогда, по-твоему, в Европе происходят такие явления, как, например, запрет строительства минаретов в Швейцарии?

– Возможно, люди в этих странах боятся Ислама, они не знают, что такое Ислам. Также есть мусульмане, которые создают негативный образ Ислама, что отталкивает европейцев. Несмотря на это, многие европейские интеллектуалы открывают двери Ислама. Еще Гёте в своё время внимательно изучал Коран, обменивался своими мыслями об Исламе с Шиллером, другим выдающимся немецким мыслителем, который тоже изучал Ислам. В России Толстой, Достоевский, все эти видные писатели, так или иначе, соприкасались с Исламом. Тот же Вагнер, критиковал ростовщичество, который запрещён в Исламе. На самом деле Ислам вовсе не далек от европейцев. Я считаю, что ключ к пониманию Ислама лежит в том, чтобы рассказывать, объяснять людям об Исламе. Также мусульмане должны занять свое место в медиа-пространстве, чтобы иметь возможность донести до общества правдивую информацию о религии Творца.

– Спасибо за столь занимательную беседу, ждём тебя в Казани в следующем году.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки