А. Кафтаро: иджтихад – отличительная черта Ислама

Шейх Ахмад Кафтаро, верховный муфтий Сирии, считается одним из авторитетнейших лидеров мусульман всего мира. Глубокие познания, гибкость и богобоязненность приводят к нему многих людей из самых разных стран. Для многих мусульман он стал духовным наставником (муршидом).

Выступая на исламской конференции, прошедшей недавно в Сирии, шейх Ахмад Кафтаро назвал иджтихад (суждения и принципы, выведенные на основе Корана и Сунны теологом, который имеет соответствующую квалификацию) отличительной чертой Ислама. Иджтихад, по его мнению, является прямым следствием гибкости мусульманского вероучения. Он позволяет Исламу сохранять свою силу, актуальность и привлекательность в любую эпоху и в любой точке земного шара, а также впитывать в себя достижения каждого периода развития человечества.

Кафтаро подчеркнул, что по вопросу допустимости иджтихада между исламскими теологами существует всеобщее согласие. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выносил самостоятельные суждения по тем вопросам, по которым он не получал божественного Откровения, а также позволял своим сподвижникам делать собственные выводы на основе Корана и Сунны в его присутствии.

Безусловно, Ислам является печатью всех мировых религий. Это означает, заявил муфтий, что именно им люди должны руководствоваться до Судного Дня. Необходимо твердо придерживаться принципов Ислама и выполнять его предписания, не допуская каких-либо недостатков или оплошностей.

Однако, что касается деталей различных богословско-правовых вопросов, то они, пояснил Кафтаро, остаются на усмотрение тех, кто способен правильно и взвешенно вынести свое суждение. Это связано с тем, что Шариат должен адекватным образом регулировать жизнь, которая подвержена постоянным изменениям.

На разных этапах развития человечества люди живут в отличающихся, и порой кардинально, друг от друга условиях. В результате они сталкиваются с различными проблемами. И если не прибегнуть к иджтихаду, говорит шейх, Шариат отстанет от жизни и прекратит выполнять определенную ему регулирующую роль.

Двери иджтихада были открыты при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), их последователей и многих поколений мусульман вслед за ними. Однако на определенном этапе появилась группа исламских ученых, которая ошиблась сама и повлияла на последующие поколения мусульман, заявив, что двери иджтихада отныне закрыты окончательно.

Это утверждение, как считает Кафтаро, стало одним из самых больших препятствий на пути развития исламской юриспруденции и законодательного регулирования новых условий жизни мусульманской уммы.

Тот, кто говорит, что двери иджтихада закрыты, фактически, считает муфтий Сирии, выносит Исламу смертный приговор. Он делает Ислам безжизненной религией, устраняя из него движение и развитие и лишая его возможности искать решения все новых и новых проблем, возникающих с каждой эпохой.

По мнению Ахмада Кафтаро, предпосылкой иджтихада является размышление над смыслом Священного Корана, глубокое понимание Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), изучение великого наследия исламской юридической мысли. Целью этого является поиск правильных ответов на сегодняшние вопросы, которые существенно отличаются от проблем, стоявших перед мусульманами прошлого.

Ответственность за правильность иджтихада ложится на плечи всех мусульман, среди которых должна быть группа теологов, способных интерпретировать аяты Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Среди качеств, которыми должны обладать такие ученые, Кафтаро обратил особое внимание на высокую квалификацию, позволяющую выносить логически верные суждения, и богобоязненность. Также, по его словам, они должны пользоваться доверием окружающих и стремиться к благу уммы.

В то же время шейх обратил внимание на то, что следует избегать слишком вольного толкования священных текстов, а также проникновения в сферу иджтихада лжецов и невежд.

Без сомнения, между мусульманскими учеными были и есть расхождения во мнениях, что является результатом их независимого мышления, а также свидетельствует о широком масштабе исламских исследований. Подобные расхождения, по мнению видного теолога современности, говорят о гибкости вечного закона, ниспосланного нам Мудрейшим Аллахом, и могут принести мусульманской умме лишь пользу.

Муфтий также подчеркнул: «Несмотря на то, что фундаментом Ислама является божественное Откровение, и поэтому в нем нет места использованию произвольных источников, он вовсе не отбрасывает в сторону человеческий интеллект. Напротив, он открывает путь для работы разума, для новых открытий и выводов, сделанных на основе священных текстов».

Аллах почтил человека, наделив интеллектом еще пророка Адама (мир ему), и люди несут полную ответственность за его использование. Изучение законов Аллаха, понимание их смысла и целей, выработка на этой основе подхода к решению новых вопросов – та область деятельности, где способности человеческого разума раскрываются наиболее полным образом, заметил муфтий.

«Иджтихад считается прагматичным и конструктивным средством применения и развития Шариата. Он играет, - завершил свое выступление шейх Ахмад Кафтаро, - огромную роль для исламской цивилизации, будучи средством осуществления божественного замысла, сохраняя жизненную силу Ислама на все времена и в любых обстоятельствах».

www.islamicnews.org

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки