Что общего у американских протестантов с ваххабитами

Как следует из одной статьи, недавно опубликованной на «Islam.Ru», ваххабит обнаружился даже в православном монастыре. К сожалению, в современном христианстве можно найти ещё несколько урожайных на ваххабитов мест, если понимать под этим термином, прежде всего, воинствующую нетерпимость.

Протестантизм, также именуемый евангелическим христианством – одно из трёх основных течений (наряду с католичеством и православием) мирового христианства, насчитывающее несколько сот миллионов последователей. Возник протестантизм в XVI столетии в Западной Европе как демократическая реакция на богатство и могущество католической церкви.
С тех пор в мире возникло и продолжает появляться поныне великое множество различных протестантских церквей и течений, часто имеющих противоположные друг другу доктрины и принципы. Общее для них одно - обращение к Библии и Евангелию как единственному источнику вероучения, демократизация церкви, отвержение особой роли церкви и духовенства, культа икон и святых. Известный немецкий учёный Макс Вебер как-то даже заметил, что после Ислама и иудаизма наиболее близко к чистому Единобожию находится протестантизм.
Казалось бы, в силу этого обстоятельства протестанты вполне могли бы стать своего рода мостиком между христианством и двумя другими авраамическими религиями. Но по жизни, увы, сложилось так, что именно протестанты сегодня, пожалуй, составляют наиболее проблемный фактор во взаимоотношениях христиан с мусульманами.

Для христиан-протестантов очень часто свойственно убеждение, что только они являются носителями подлинной веры и уже спасёнными свыше людьми по сравнению с другими христианами и уж конечно с представителями другой религии. Причём, заметно, что такие убеждения в значительной степени основывается на слепом следовании букве церковного учения, когда не замечается, а то и просто игнорируется, духовное разнообразие окружающего мира. При всём этом протестанты, прежде всего евангельские христиане – реформаты и баптисты из США, - ведут активнейшую миссионерскую деятельность по всему миру, включая и мусульманские страны. Как же они это делают при столь ультраконсервативных убеждениях?

Тут, походя, вспомнилось, что известный российский арабист А. Васильев назвал свою книгу о ваххабизме и ваххабитах «Пуритане ислама». Как известно, пуританами называли и называют крайне строгих приверженцев евангелического христианства в Англии и Америке. Исследователь не зря сравнил их с ваххабитами, которых роднит с пуританами религиозный фанатизм, использование всех средств, в том числе и не совсем корректных, для пропаганды собственных взглядов, и граничащие с насилием (физическим или духовным) методы распространения и поддержания своих убеждений.

История взаимоотношений протестантизма и Ислама восходит к XVIII веку. В те времена Англия замыслила активную колониальную экспансию в Азию. В результате этого возникла определённая необходимость в ознакомлении с культурой и религиями этого региона.
В 1734 году протестант Джордж Сейл издаёт первый английский перевод Корана. Он лично признаёт, что в этом деле им двигало исключительно стремление обличить Ислам. В предисловии к своему изданию Корана Сейл пишет: «Одни только протестанты сегодня способны атаковать Коран, и для них, я полагаю, провидение оставило славу этого ниспровержения».

В наши дни, что называется, «дома новы, но предрассудки стары». Вот передо мной изданная на русском языке в 1996 году массовым тиражом (конечно же при поддержке заокеанских «братьев») книга арабского радиопроповедника Бессама Медани «Как свидетельствовать о Евангелии мусульманину?».
На почти что ста страницах этой книги много говорится о том, как чудесно христианское откровение, и как плохо то, что мусульмане не веруют в те или иные его положения. В этом контексте практически ничего(!) не говорится о широко известных положениях, которые являются общими для мусульман и христиан. Всего четыре страницы книги посвящены собственно истории возникновения и развития Ислама. Причём автор сосредотачивается исключительно на историко-культурных аспектах этого явления и совершенно игнорирует его духовную глубину.

Поскольку главная задача этой книги заключается в том, чтобы служить инструкцией для проповедников в мусульманском мире, в ней есть специальная глава о проповеди мусульманам. Автор указывает, что сегодня для христиан уже невозможно вовлечь мусульман в апологетическую полемику и одержать в ней верх, в силу хотя бы того обстоятельства, что образованность и общий кругозор мусульман значительно выросли по сравнению с эпохой колониальных империй. Поэтому сегодня, по мнению арабского евангелиста, необходимо сосредоточиться на доказательстве двух положений. Во-первых, на том, что сердцем христианской веры является крёстная смерть Иисуса, через которую приходит полное искупление верующим в него всех своих грехов. И, во-вторых, что мусульманский взгляд на человека, как существо без первородного греха, неверен по сравнению с христианским учением об изначальной греховности всех без исключения потомков Адама в результате ошибки их прародителя.

Своеобразной лакмусовой бумажкой для определения истинности той или иной религии для обычного человека может стать взгляд на проповедуемое учение как бы со стороны, при вдумчивом и непредубеждённом анализе этого вопроса. Попытаемся же в свете обычной логики разобраться в этих двух вышеуказанных ключевых положениях в полемике христиан и мусульман.

По первому моменту заметим, что, несмотря на всю важность для христиан момента «крёстной смерти Иисуса», всё-таки краеугольным камнем этой религии является, по словам ни кого-нибудь, а апостола Павла, чудесное воскресенье Христа. «Если Христос не воскрес, то и вера наша мертва». Воскресенье для христианина более важно даже, чем жертва, хотя бы потому, что оно для него есть свидетельство того, что Иисус якобы ожил после физической смерти. Он, по представлению христиан, и по сей день живёт на небесах и поэтому есть Бог.
В этой связи любому мусульманину стоит напомнить, прежде всего, самому себе, что учение Ислама признаёт, также как и христианство, чудесное рождение Пророка Исы (мир ему). Однако помимо того, мусульмане верят еще и в то, что он, по воле Бога, избежав смерти, был живым взят на небо и откуда придёт в конце времён. Это во многом, хоть и не во всём, напоминает христианское учение о воскресении, вознесении и втором пришествии.

Что касается учения о первородном грехе, то мы нигде в Библии даже в ее нынешнем виде не найдём этой идеи прямого обоснования. Концепция первородного греха - более позднее толкование теологов.
Не пускаясь в данный момент в околобогословскую полемику по данному вопросу, хотим предложить такое рассуждение. Современно мыслящему образованному и ищущему человеку предлагаются две идеи. Одну, заключающуюся в том, что человек изначально грешен и порочен, и лишь поверив в то, что один из божьих посланников своей смертью искупил его грехи, он, может быть, (а может быть и нет) спасётся. И другую, говорящую, что человек изначально не имеет на себе греха, а все ошибки и проступки он совершает исключительно по собственной воле и неразумению. Тем не менее, он всегда может искренне покаяться перед Всевышним и в дальнейшем под Его водительством избегать греховных поступков и конкретными делами нравственно себя совершенствовать, таким образом, заслужив блаженство в будущей жизни.
Думается, что современный человек, не знакомый с тонкостями конкретных религий выбрал бы, скорее всего, второй вариант, как более широко смотрящий на вещи, более оптимистичный, наконец…
Первая идея, по происхождению своему пуританско-христианская. Вторая концепция – взгляд Ислама. Вспомним слова Всевышнего Аллаха, обращённые к роду человеческому, после того, как шайтан искусил Адама (мир ему): «А если придёт к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны» (Сура «Аль – Баккара», 38).
Видный египетский богослов второй половины прошлого столетия, профессор университета «Аль-Азхар» д-р Осман Яхья так прокомментировал эти слова на встрече с католическими священниками в 1957 году: «Этим твёрдым заявлением сам Господь предпринимает шаги для спасения человека на пути к праведности. Таким образом, исламская традиция располагает средствами для того, чтобы привести человека к его исходному совершенству. Результатом этого является избавление от страха и убожества, которые мешали достичь ему вечной благодати, каковой является жизнь со Всевышнем и для Всевышнего”.

Итак, поскольку основной задачей миссии евангелических церковников - этих ваххабитов христианства – является доказательство весьма сложных для понимания современного верующего принципов, то им приходится пользоваться в этой деятельности методами, сходными с некоторыми приёмами “пуритан ислама” - ваххабитов.
Речь идёт, во-первых, о агрессивном навязывании своих взглядов, как чуть ли не единственно верных, во-вторых, либо замалчивание, либо навязывание сознательно искажённых, способных вызвать у людей психические фобии, представлений о других религиях. Сегодня причем, в первую очередь, это относится к Исламу.
Плоды подобного просвещения на данный момент мы можем видеть на разных уровнях. Нынешняя узколобая исламофобия в США едва ли не в определяющей мере следствие протестантско-пуританского менталитета большинства американцев-англосаксов.
Ещё есть свежие новости из “цивилизованных” Нидерландов. Здесь, по видимому, в свете последних событий в некоторых протестантских общинах подверглись остракизму и даже избиениям…христиане – выходцы из этнических мусульман.
Наконец, автору этих строк пришлось столкнуться с проявлением подобного рода «христианского ваххабизма» в России. Уже десять лет в России работает американская протестантская миссия “Новая Жизнь”, в названии которой ключевым словом является, пожалуй, прилагательное «американская». Большое количество американской валюты позволяет миссионерам «Новой Жизни» разъезжать по городам и весям России и СНГ (в то числе и по местам традиционного распространения Ислама), где они активно бесплатно распространяют христианскую печатную и аудивизуальную продукцию, причём даже там, где их не особенно об этом просят.
Более того, они основали в Москве некий Российско-Американский христианский институт. Его учредителями из числа граждан нашей страны стали представители бывшей партийной и совминовской номенклатуры, правильно рассудивших, что принятие “христианства американского образца” позволит им и в новых условиях сохранить доступ к столь любимым аппаратчиками частым поездкам за рубеж. Также, что самое главное, для них стало возможным в такой ситуации приобрести прямой доступ к богатому источнику полновесной валюты.
Какова практическая польза в российских условиях от изучения американских исповеданий и принципов ведения бизнеса сказать трудно. Однако на базе этого института существует своего рода сеть неформальных клубов для общения под девизом “За честный труд и справедливый бизнес”. Формально это нецерковные и нерелигиозные организации, фактически же, через них идёт прямая пропаганда учения нынешних евангелическо-реформатских церквей с откровенной целью привлечения к ним новых последователей, в чём мог убедится автор этих строк, посетив несколько заседаний этих клубов. Интересно только, зачем понадобилась для миссионерства столь завуалированная форма, характерная в мировой практике для сект с, мягко говоря, сомнительной репутацией.
Отношение к Исламу соответствующее. Многое пришлось услышать автору и о духовной гибели исламской цивилизации, и о праведном, поистине, гневе американцев на всех без исключения мусульман (говорилось даже о том, что Америке, якобы, было Откровение, в котором сообщалось, что Ислам - главный враг США), и о многом другом.
Также «новостью», было то, что в первые дни после американской трагедии, в то время, как весь мир скорбел вместе с США, российские мусульмане даже не удосужились никак прореагировать. Попытки огласить заявление Совета Муфтиев России, информацию о посещении представителями российских мусульман посольства США в те скорбные дни, а также просто прокомментировать некоторые вопросы с точки зрения Корана и Сунны, привели в результате к обвинению автора в мусульманском прозелитизме с последующим указанием на дверь…

Ладно, в следующий раз будем разборчивее в выборе мест для общения. А если серьёзно, из всего вышесказанного мусульманам надо учесть следующие моменты. Есть на земле такие вот “христианские ваххабиты”, да и работают они очень активно. Посему мусульманам надлежит быть готовыми ко встрече с ними. Прямая полемика или какой-либо диалог с зашоренными пуританами вещь малопродуктивная. Мусульманам следует работать, что называется на опережение, занимаясь разъяснением среди единоверцев вероучения Ислама по самому широкому спектру проблем, что является, по определению, отличительной особенностью нашей религии. В том числе объективно и взвешенно раскрывать положения Ислама и в контексте других религий.
В противном случае не ровен час, когда на пороге и наших домов и квартир «не ведающих света истинного» мусульман появится «спасённый свыше» сытый американский дядечка в добротном костюме и Библией в руке. Высококачественной и отпечатанной за океаном. И, непременно, с картинками.

Валерий Емельянов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки