Миротворческая миссия Ислама

Нет большего богатства, чем мудрость, и нет большей нищеты, чем невежество. Только невежественные люди способны считать Ислам фанатичным учением.

Вечное стремление к миру и согласию сделало Ислам жизнеутверждающей силой. Наводившие на всех ужас татаро-монголы приняли Ислам не под натиском арабо-мусульманских «завоевателей», а добровольно, и  стали  его последователями и распространителями. В столице Золотой Орды рядом с мечетями действовали пять православных церквей.

Когда приходили воины Ислама, порабощённые сословия в раннефеодальных государствах встречали их как освободителей, а умма брала на себя организацию жизни и устанавливала исламский порядок. Слава уммы Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, где все свободны и равноправны, быстро распространялась. Не стремительная арабская конница побеждала, а справедливый порядок, установленный Пророком (мир ему и благословение), и равенство всех перед законом Всевышнего.

Если бы Ислам утверждался силой оружия, то он бы исчезал с уходом завоевателей. Однако этого не произошло ни в одной стране мира, принявшей Ислам.

Для мусульман  войны с неверными были в основном вынужденной мерой. При любой возможности мусульмане охотно шли на мир. Так велел  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение),  так поступали и его преемники – Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах), руководившие распространением Ислама вне Аравии.

Основным стержнем Ислама являются умеренность и  готовность к компромиссам, это – религия золотой середины, ей чужды такие крайности,  как сепаратизм и экстремизм.

В халифате иноверцы получали покровительство, их защищали от внешних врагов, им была гарантирована неприкосновенность личности и имущества. Христиане и иудеи занимались наиболее доходными делами. Их было много среди торговцев, крупных землевладельцев и врачей.  В Сирии большинство финансистов были иудеями, а врачи и писцы –  христианами. Жизнь иноверца  была равноценна жизни мусульманина. По законам Абу Ханифы и Ибн Ханбала за убийство немусульманина и мусульманина уплачивалась одинаковая цена.

Медицинскую помощь иноверцы получали наравне с мусульманами. У них имелись собственные суды. Все вопросы  в христианских общинах решали сами христиане. Дважды в IX веке христиане были военными министрами в мусульманских странах. Чиновники-христиане так же приводились к присяге, как и чиновники-мусульмане.

Татьяна Ирмияева в книге «История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты» пишет: «Веротерпимость арабов обеспечила им, помимо поддержки христиан, задавленных непосильными поборами, и поддержку иудеев, со дня на день ожидавших насильственного поголовного обращения их в христианство, после чего евреи должны были лишиться прав на владение собственностью. Ввиду таких перспектив мирный договор с арабами казался спасением».

По Исламу одним из порицаемых качеств в человеке считается возбуждение  в народе  смуты – фитна. Зачинщики смут и волнений, по словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), прокляты Всевышним.

Ислам отрицательно относится к  конфликтам. Одним из главных достоинств мусульманина считается умение сдерживать гнев.  Пророк  Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь, – сядь;  если  сидишь, когда приходит к тебе гнев, то ложись;  если и это тебя не успокоит, соверши омовение холодной водой и помолись Всевышнему, чтобы гнев не прокрался в твоё сердце».

Не Ислам является причиной сегодняшних столкновений в мусульманских регионах. Конституционный принцип свободы совести и отделение государства от церкви не отрицает взаимодействия государства с  религиозными организациями. Напротив, только общими усилиями можно доказать, что Ислам – это религия мира, добра, созидания. Ислам несёт собой только мир, согласие и понимание. Ислам не делит людей на чёрных и белых, Ислам не делит людей по национальному и конфессиональному признаку. Все перед Богом равны во всём, кроме как в богобоязненности!